Россия - страна уникальная по расстояниям перевозок и природно-климатическим условиям, поэтому транспортная логистическая система внутри страны - это сложный комплекс инфраструктуры, транспортных средств и организаций. Для решения части задач Правительство РФ готовит проект программы создания специализированных транспортно-логистических центров (ТЛЦ).
Эти центры будут объединены в единую систему коллективного пользования, действующую на российском и зарубежном рынке информационно-логистических и консалтинговых услуг. Каждый такой центр будет функционировать как независимая от участников перевозок организация, работающая на коммерческой основе. Основными заказчиками услуг ТЛЦ станут грузовладельцы, экспедиторские и транспортные компании. Эти центры будут создаваться в крупных транспортных узлах или административных центрах, где выполняется большой объем операции с грузами и имеются технические, прежде всего телекоммуникационные возможности. В Российской Федерации наряду с уже имеющимися ТЛИ в Санкт-Петербурге и Москве такие центры будут созданы в Новороссийске, Ростове, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Астрахани. Владивостоке.
Этот проект осуществляется в рамках реализации Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на период 2002-2010 гг.".
В Санкт-Петербурге уже функционируют и активно развиваются ЛЦ, созданные Октябрьской железной дорогой, Северо-Западным таможенным управлением (СЗТУ) ГТК РФ, АО «Пулково», компаниями Шогистик-Норд», «Транском-Интер», «Балтийские транспортные системы» (БТС), ассоциациями автотранспортных предприятий и экспедиторов, коммерческими структурами типа «Союзконтракт», «Юниленд», «Неско» и другими. Эти ЛЦ формируют рыночные цены на предоставляемые ими транспортно-логистические услуги практически без участия и контроля городских властей. В результате большинство потребителей (грузоотправителей, грузополучателей, торговых посредников, коммерческих структур) не удовлетворены качеством и стоимостью транспортно-экспедиторских и складских услуг, таможенного сервиса, которые далеки от мировых стандартов. Поэтому важнейшими задачами формируемых ЛС должны быть координация работы ЛЦ и посредников в регионе, сертификация и квотирование их услуг, экспертиза проектов ЛЦ, информационной и терминальной инфраструктуры под управлением региональных органов и администрацией субъектов РФ в регионе.
В то же время уже созданные и эффективно функционирующие ЛЦ (отраслевые, ведомственные, корпоративные и другие) должны использоваться в качестве опорных для отработки транспортных и информационных логистических технологий, являясь базовыми ЛЦ РТЛС.
Специалисты работают над реализацией ряда совместных проектов по организации интермодальных перевозок грузов. Примером может служить работа по созданию системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии в рамках международного проекта TEDIM. Разработка этой программы началась пять лет назад по инициативе Финляндии при активном участии Германии и России. Проекты TEDIM способствуют повышению эффективности, надежности и безопасности транспортировки товаров между Европейским союзом и Российской Федерацией. Кроме того, TEDIM одобрен в качестве одного из стратегических проектов по развитию глобальной логистики и транспортной сети в регионе.
В качестве примера отраслевого ЛЦ можно привести Центр автотранспортной логистики (ЦАЛ) Санкт-Петербурга, созданный и эффективно функционирующий на базе 29-го Конструкторско-технологического центра.
В качестве примера эффективно функционирующего корпоративного ЛЦ, на базе которого можно отрабатывать логистические информационные и транспортные технологии в РТЛС, рассмотрим компанию БТС.
Компания «Балтийские Транспортные Системы» является транспортной компанией, обслуживающей суда, прибывающие на причалы Васильевского острова Санкт-Петербурга, т.е. Балтийский завод и Морской Вокзал. Компания имеет лицензии и оказывает следующие виды транспортно-логистичееких услуг:
1. Портовое агентирование.
2. Погрузочно-разгрузочные работы (стивидорные).
3. Транспортное экспедирование.
4. Декларантское обслуживание.
5. Предоставление таможенного склада временного хранения.
6. Фрахтование судов и грузов.
БТС является совладельцем и генеральным агентом, совместной с немецкой компанией «Посейдон», линии «TransRussiaExpress», соединяющей Санкт-Петербург и Киль (Германия), и генеральным грузовым и пассажирским агентом линии NTL, соединяющей Санкт-Петербург и Оксельзунд (Швеция). В настоящий момент БТС обрабатывает семь судозаходов в неделю.