1. Государственный бюджет.
Государственный бюджет — смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения.
Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.
Бюджетный профицит (излишек) — превышение доходов над расходами.
Бюджетный дефицит (недостаток) — превышение расходов над доходами.
В экономике развитых стран бюджетный профицит встречается значительно реже, чем бюджетный дефицит.
В зависимости от государственного устройства бюджет бывает разных видов: федеральный, республиканский, местных органов власти (города, округа, края и т. д.). Целью государственных финансов является балансирование экономики, а не бюджета. В связи с этим федеральный бюджет -следует рассматривать как инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поэтому правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. Одно вызывает беспокойство: что в развитых странах ежегодные бюджетные дефициты имеют место в условиях относительно мирной экономики, которая функционирует близко к уровню полной занятости.
|
|
Крупные дефициты подталкивают вверх ставки процента, что:
а) вызывает вытеснение частного инвестирования, в свою очередь как бы сталкивая экономику на путь замедленного роста в долгосрочном плане;
б) увеличивает спрос на ценные бумаги со стороны иностранцев, так как более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает финансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев; приток иностранных средств может способствовать финансированию и дефицита, и частных капиталовложений. Но такой приток средств вызывает прирост внешнего долга. А выплата процентов и погашение долгов иностранцам вызывают сокращение будущего национального производства;
в) приводит к росту спроса на ценные бумаги, и, соответственно, вызывает рост международной стоимости национальной валюты, что обусловливает сокращение экспорта и рост импорта, а значит сдерживает развитие внутренней экономики.
Стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено как за счет эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом
Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства. Эта цепочка причин-следствий длинна, но она дает возможность понять внутренний ход развития явлений, связанных с бюджетным дефицитом.
|
|
Государственный долг — общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг.
Он выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.
Государственный внутренний долг — задолженность федерального правительства гражданам и организациям своей страны.
Государственный внешний долг — задолженность федерального правительства страны гражданам и организациям других стран.
Количественно государственный долг — сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. С социально-экономической позиции долг является тяжелым бременем для каждой страны.
Проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в том, что выплаты процентов по государственному долгу:
а) увеличивают неравенство в доходах;
б) требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;
в) вызывают перевод определенной части реального национального продукта за рубеж;
г) увеличивают ставки процента и вытесняют частные инвестиции.
Тем не менее в последние годы во всех странах внешний долг и процентные платежи, связанные с ним, увеличиваются.