Опрос как метод сбора маркетинговой информации. Формы проведения опросов

Проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно: разработка, проверка и тиражирование анкеты; формирование выборки; инструктаж интервьюеров; проведение опроса и контроль качества данных; обработка и анализ полученной информации; составление итогового отчета.

Безусловно, информация, полученная методом опроса, отражает реальность через призму сознания людей.

Как метод сбора маркетинговой информации опрос имеет достоинства и недостатки, представленные в табл. 1.

Таблица 1. Достоинства и недостатки опроса

 
Достоинства Недостатки  
* Возможность выявить суждения, мысли, идеи, мотивацию, привычки и другие невоспринимаемые обстоятельства * Гибкость формы проведения * Возможность статистической обработки * Субъективность полученной информации * Зависимость качества информации от орудий исследования * Зависимость от желания участников опроса высказывать свое мнение  
     

В практике маркетинговых исследований различают множество форм проведения опроса (табл. 2).

Таблица 2. Формы опроса

 
Классифика-ционный признак Формы  
По виду преследуемой цели Качественные опросы - исследования, ориентированные на выявление качественных характеристик изучаемого объекта Количественные опросы - исследования, ориентированные на обоснование характеристик изучаемого объекта с позиции статистически значимых значений, на основании которых можно с определенной уверенностью судить о мнении целевого рынка  
По типу опрашиваемого субъекта Экспертные опросы - исследования, в ходе которых опрашиваются эксперты, специалисты в изучаемой области Потребительские опросы - исследования, в ходе которых опрашиваются непосредственно потенциальные или реальные потребители продукта  
По частоте проведения Однократные опросы - исследование проводится один раз Многоразовые опросы - сбор информации по проблеме исследования многократно повторяется  
По количеству лиц, участвую-щих в опросе одновременно Индивидуальные опросы - исследования, в ходе которых опрашивается каждый респондент индивидуально Групповые опросы - исследования, в ходе которых опрашивается одновременно несколько респондентов  
По степени стандартизации Структурированные опросы - исследования, в ходе которых жестко задается последовательность и формулировка вопросов Свободные опросы - исследования, в ходе которых не используется жестко заданная структура вопросов  
По способу сбора данных Устные опросы - исследования, в ходе которых респондент устно отвечает на вопросы Письменные опросы - исследования, в ходе которых респондент отвечает на вопросы исследования письменно  
По способу связи с респондентами Телефонные опросы - исследования, в ходе которых респонденты опрашиваются по телефону Почтовые опросы - исследования, в ходе которых вопросы рассылаются респондентам по почте (e-mail) или с помощью факсимильной связи Личные опросы - исследования, в ходе которых вопросы задаются респонденту интервьюером при личном контакте  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: