Задачи с решениями

Пример 2.1. Отпускная цена предприятия 1 м ткани составила 20 руб. (с учетом НДС), торговая наценка 15%. Тогда розничная цена в фирменном магазине составит 23 руб. (20 + 0,15 х 20).

Отпускная цена предприятия с учетом НДС Торговая наценка
издержки торговли прибыль торговли НДС торговли
Розничная цена

Рис. 2.4. Структура розничной пены (вариант 1)

Торговая скидка как элемент цены появляется в том случае, когда производитель контролирует цены конечных продаж, в нашем примере - розничные цены. Вы, как производитель, можете назначить розничную цену и оговорить размер скидки от ее величины, которую получает торговое предприятие за осуществление торговой операции. Такой же механизм может быть применен и по отношению к другим торговым предприятиям, если у продавца есть возможность контролировать цену конечных продаж, не допуская их повышения или снижения.

Пример 2.2. Вы настаиваете на том, чтобы ткань вашего предприятия, продавалась в розничной торговле по цене 25 руб., предлагая в данном случае 10%-ную скидку от розничной цены предприятию розничной торговли. Абсолютный размер скидки составит в этом случае 2 руб. 50 коп. за 1 м ткани, розничная цена 25 руб., соответственно оптовая отпускная цена 22 руб. 50 коп. Но фактически вы не называете оптовую отпускную цену предприятию розничной торговли.

Отпускная цена предприятия с учетом НДС Торговая скидка
издержки торговли прибыль торговли НДС торговли
Розничная цена

Рис. 2.5. Структура розничной цены (вариант 2)

Если ваше предприятие осуществляет продажу тканей оптовому посреднику или снабженческо-сбытовой организации, то в розничную сеть ваша продукция поступает не сразу, а пройдя дополнительные звенья цепочки, и розничная цена ее будет определяться в соответствии с вариантом 3, если розничный продавец самостоятельно определяет цену конечной продажи, или вариантом 4, если в роли посредника выступает достаточно влиятельная организация, способная диктовать рыночные цены.

Цена закупки Торговая наценка
издержки торговли прибыль торговли НДС торговли
Розничная цена

Рис. 2.6. Структура розничной цены (вариант 3)

Пример 2.3. Отпускная цена предприятия с НДС 1 м ткани составила 20 руб., снабженческо-сбытовая надбавка - 20%, торговая наценка - 15%. Тогда розничная цена 1 м ткани составит 27 руб. 60 коп. (20 + 20 х 0,2 + (20 + 20 х 0,2) х 0,15).

Цена закупки Торговая скидка
издержки торговли прибыль торговли НДС торговли
Розничная цена

Рис. 2.7. Структура розничной цены (вариант 4)

Пример 2.5. Известно, что втекущем периоде доля затрат на электроэнергию в цене машиностроительной продукции составляла 20%, доля затрат на оплату труда - 26%. В прогнозном периоде ожидается повышение тарифов на электроэнергию на 18%, ставки заработной платы вырастут на 15%. Тогда можно ожидать, что цена машиностроительной продукции вырастет на 7,5%.

P 1 = 100 х (1,18 х 0,2 + 1,15 х 0,26 + 0,54) = 107,5%.

Логично предположить, что изменение тарифов и ставок оплаты труда будет иметь разные последствия для отраслей с разной структурой затрат. Аналогичные изменения для предприятия, выпускающего химические волокна, в структуре цены которого доля затрат на электроэнергию занимает 50%, а доля заработной платы 19%, вызовут рост цен на 11,9%.

P 1 = 100 х (1,18 x 0,5 + 1,15 x 0,19 + 0,31) = 111,9%.

Пример 2.6. Предприятие продает стеновые панели. Данные об их ценах и объемах продаж на протяжении квартала приведены ниже.

Показатель Январь Февраль Март
Розничная цена 1 м2 стеновых панелей, руб.      
Объем продаж, м2 1 000 1 100 1 005

Средняя цена 1 м2 стеновых панелей в I квартале составит 208,33 руб. (200 + 215 + 210): 3.

Чаще на практике применяется не простая, а взвешенная средняя. В качестве весов могут выступать разные показатели. Если регистрация цен осуществлялась через неравные промежутки времени, то используется средняя хронологическая взвешенная:

где m i - количество зарегистрированных цен i -го уровня;

m - общее количество зарегистрированных цен.

Средняя хронологическая цена может применяться при наблюдении цен на рынках, в уличной торговле и т.п.

Пример 2.7. Служба маркетинга в течение месяца регистрировала цены фруктов на рынке города. Результаты регистрации" приведены ниже.

Дата 1.02 3.02 4.02 8.02 15.02 16.02 19.02 22.02 24.02 25.02 28.02
Цена, руб.                      

Средняя цена яблок составит 57,18 руб. (55 х4 + 58х2 + 54 + 57 + 60x2 + 62): 11.

Если известен объем продаж в натуральном выражении и он существенно изменяется при изменении цен, то корректнее применить среднюю арифметическую взвешенную. Обычно такие изменения объемов продаж связаны с сезонным фактором, с резкими изменениями цен, существенными переменами в активности косвенного регулирования цен.

Пример 2.8. Сельскохозяйственное предприятие реализует бахчевые культуры, информация об их ценах и объемах реализации представлена ниже.

Показатель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
Объем продаж, т 1,5 2,8 5,5 6,2 5,4 2,2 0,8
Цена реализации, за 1 т, руб.              

Средняя цена 1 т бахчевых культур составит 1850,57 руб. (3000 х 1,5 + 2800 х 2,8 + 1500 х 5,5 + 1400 х 6,2 + 1560 х 5,4 + 2300 х 2,2+ 3000 x 0,8): 24,4.

Если известен объем продаж в стоимостном выражении (товарооборот нескольких товарных позиций одного товара), применяют среднюю гармоническую взвешенную:

где q i- объем продаж по i -й цене.

Пример 2.9. Организация продает растворимый кофе. Известны объемы продаж в стоимостном выражении и средняя цена 1 кг кофе различных сортов.

Показатель Апрель Май Июнь
Товарооборот, руб.      
Средняя цена 1 кг, руб.      

Средняя цена кофе во втором квартале составит 532 руб. (15 900 + 22 000 + 21 500): (15 900: 500 + 22 000: 540 + 21 500: 550).

Если при отсутствии других данных известно число дней торговли по старой и новой цене, то расчет осуществляется по средней гармонической взвешенной по фактору времени:

где t i - количество дней торговли по i -той цене.

Пример 2.10. Перед началом весеннего сезона магазин строительных товаров предложил покупателям 10%-ную скидку с 20 апреля. В результате цена керамической плитки составляла с 1 по 19 апреля 350 руб., с 20 по 30 апреля - 315 руб. При расчете средней цены за апрель следует учесть, что 19 дней плитка продавалась по базовой цене и 11 дней по цене, сниженной на 10%. Средняя цена апреля составит 337 руб. (19 + 11: (19: 350+ 11: 315).

В приведенных формулах вместо абсолютных показателей можно использовать их пропорции, удельные показатели. Это позволит значительно упростить расчеты, но получить аналогичный результат. При отсутствии точных показателей можно заменить их на оценочные (экспертные).

Пример 2.11. Перед началом весеннего сезона магазин строительных товаров предложил покупателям 10%-ную скидку с 20 апреля. Цена керамической плитки составляла с 1 по 19 апреля 350 руб., с 20 по 30 апреля - 315 руб. Известно, что в результате снижения цен существенно увеличились объемы продаж и в период с 20 по 30 апреля было продано на 20% больше продукции, чем в начале месяца. Тогда среднюю цену корректнее определить, учитывая соотношение между объемами продаж по разным ценам. Средняя цена составит 330,2 руб. (350 х 1 + 315 х 1,2): 2,2.

При продаже широкой номенклатуры товаров полезную информацию можно получить, рассчитав и проанализировав средние цены на группу товаров. Например, средняя цена 1 м3 леса, 1 погонного метра хлопчатобумажной ткани, 1 м2 жилья на вторичном рынке и т.п.

Информация о средних ценах на группу товаров может быть полезной для формирования ценовой стратегии организации, определения цены нового товара.




double arrow
Сейчас читают про: