Тема 3. Эластичность спроса

Задачи с решениями

Пример 3.1. На основе информации о продаже шин компанией «Диск» в течение месяца рассчитаем общий коэффициент эластичности.

Цена, руб. Объем продаж, ед. Относительное отклонение цен от средней цены Относительное отклонение объема продаж от среднего
      -0,43 0,63
      -0,39 0,60
      -0,3 0,42
      -0,19 0,31
      -0,21 0,23
      0,14 -0,18
      0,05 -0,14
      0,27 -0,43
      0,18 -0,40
      0,31 -0,51
      0,57 -0,82
Среднее значение     0,276 0,425

K э= 0,425: 0,276 = 1,54. Эластичность спроса на этот товар выше единицы, следовательно, товар относится к товарам высокоэластичного спроса, на 1% изменения цены приходится 1,54% изменения объема спроса. Зная этот коэффициент, мы можем предположить, каким будет в среднем изменение объема спроса при определенном изменении цены. Допустим, при снижении цены на 10% можно ожидать, что спрос увеличится на 15,4%.

Анализируя эластичность спроса по цене, специалисты предлагают выделять эластичность первоначального спроса и эластичность марочного выбора. Это важно учитывать при одновременном присутствии на рынке различных марок одного и того же товара. Эластичность первоначального спроса будет характеризовать решение покупателя о приобретении количества товара, а эластичность марочного выбора относится к решению о приобретении определенной торговой марки. Т. Нэгл приводит данные исследований, которые позволяют сделать вывод о том, что изменение цен в большей степени влияет на выбор торговой марки, чем на общий объем закупок[2] (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Эластичность спроса по цене

Товар Коэффициент эластичности спроса по цене
суммарный выбора торговой марки первоначального спроса
Маргарин 2,34 2,22 0,21
Масло 1,98 1,24 0,74
Мороженое 2,58 1,89 0,681
Бумажные полотенца 4,74 4,0 0,74
Сахар 4,6 4,03 0,56
Жидкие чистящие средства 5,66 3,95 1,707
Кофе 3,06 1,65 1,42
Йогурт 1,92 1,57 0,348

На уровне рынка в целом ценовая эластичность связана с рыночной долей товара. В рамках одного товарного класса марки, которым принадлежат небольшие доли рынка, более чувствительны к цене, чем бренды, обладающие крупными долями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: