Тема 7. Банкротство: понятие, виды, причины

БАНКРОТСТВО (от итал. banco — скамья и rotto — сломанный) — неспособность должника платить по своим обязательствам, вернуть долги в связи с отсутствием у него денежных средств для оплаты. Банкротство фирм возникает чаще всего в связи с тем, что в течение длительного времени их расходы превышают доходы при отсутствии источника покрытия убытков. Официально, формально предприятие становится банкротом после решения суда о его несостоятельности как должника и неспособности расплатиться с кредиторами. Если с заявлением в суд о своей несостоятельности обращается сам должник, то банкротство считается добровольным. Иногда фирмы идут на такой шаг при фиктивном банкротстве, чтобы утаить долговые деньги и оставить их у себя. Если с заявлением в суд обращаются кредиторы, которым не возвращен долг, то банкротство называют принудительным. По решению суда несостоятельное предприятие может быть реорганизовано, то есть ему дается срок для выхода из состояния банкротства, погашения долгов, а иногда оказывается помощь в этом. Но возможна и ликвидация предприятия с продажей имущества для компенсации задолженности.

Возникновение состояния банкротства субъекта хозяйствования может быть обусловлено рядом причин, учет которых весьма важен при осуществлении управления таким субъектом, особенно на стадии арбитражного производства, когда решается дальнейшая судьба должника - назначение ликвидационной или санационной процедур.

В общепринятом понимании «причина - явление, вызывающее, обуславливающее возникновение другого явления», в конкретном случае - банкротства.

Мониторинг экономической литературы показал, что причинно-следственная зависимость возникновения банкротства хозяйствующих субъектов имеет недостаточную научную разработанность, а значит, представляет собой проблемную область при осуществлении управления такими субъектами. Отсутствие четкой и научно обоснованной классификации причин возникновения банкротства препятствует их отслеживанию, накоплению и устранению, что не способствует снижению числа рассматриваемых дел о банкротстве, преодолению кризиса платежей и стабилизации экономики регионов и страны в целом.

Так, в значительной части изученных нами литературных источников причины банкротства как таковые вообще не рассматриваются. Экономистами изучались: факторы состоятельности, негативное действие которых, и приводит к банкротству; факторы возникновения кризисных ситуаций и банкротства либо причины не рассматриваются вообще.

Однако следует отметить, что причин, по которым конкретно взятое предприятие может стать банкротом, достаточно много. Поэтому, как показывают исследования, нет необходимости пытаться перечислить все возможные причины, да это и вряд ли возможно. Достаточно указать направления их возникновения, объединив причины в отдельные группы и подгруппы с целью дальнейшей каталогизации для построения методик выявления, устранения или влияния на них. Это даст возможность определить долевую значимость причин и сконцентрироваться на устранении или ослаблении влияния тех из них, которые имеют большую значимость или частоту проявления в возникновении банкротства субъектов путем внесения предложений как на уровне государства, так и оказания консалтинговой помощи предприятиям, желающим сохранить свою деятельность.

Таким образом, в процессе управления банкротством появится возможность каталогизировать и накапливать во времени и причины, и методы их устранения. Этому должно способствовать наличие научно обоснованной классификации.

В процессе создания классификации причин банкротства нами ставилась задача обеспечить возможность более полного их учета в целях организации эффективного управления такими субъектами хозяйствования.

Изучение литературных источников и фактических дел о банкротстве, позволило классифицировать причины банкротства по семи признакам). Более детально остановимся на элементах предложенной классификации причин возникновения состояния банкротства субъектов хозяйствования и их обосновании.

1. По форме возникновения причины следует подразделять на: а) внешние и б) внутренние. Внешние - не зависящие от деятельности предприятия, то есть причины, создающие условия хозяйствования, а внутренние - причины, относящиеся непосредственно к хозяйствованию субъекта.

2. По природе возникновения причины можно подразделить на: а) кибернетические на макро- и микроуровне; б) культурно-этические; в) случайные; и г) преступные.

Кибернетические причины: несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы реформирования экономики, высокий уровень инфляции. То есть причины, связанные с управлением экономикой страны. Отсутствие четкой законодательной базы банкротства, достаточной разработанности административной и уголовной ответственности за банкротство, действенного органа управления банкротством как на уровне государства, так и в регионах, законодательно закрепленной необходимости проведения анализа и отсутствие разработанных методик его проведения также являются причинами возникновения банкротства. То есть причинами, связанными с управлением институтом банкротства. К кибернетическим причинам возникновения банкротства на микроуровне относятся причины,, которые целесообразно, в целях управления, разделить по подгруппам: стратегия и тактика работы предприятия; квалификационный состав руководителей и сотрудников; внутриэкономические.

Выделение культурно-этических причин обусловлено тем, что на современном этапе развития рыночных отношений в странах с переходной экономикой «...несоблюдение деловых обязательств считается обычным делом».

Случайные причины - причины, вызвавшие неплатежеспособность должника не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств, например, стихийного бедствия, несостоятельности его должника.

Преступные причины непосредственно связаны с этической стороной участников экономических отношений и проявляются через уклонение от налогообложения, не возврат кредитов и их присвоение, а также присвоение денег вкладчиков, для чего с целью избежания ответственности используется механизм банкротства в качестве инструмента для закрытия предприятия, то есть в желании части руководителей предприятий получения наживы.

3. По лицам, создавшим ситуацию банкротства. Такими лицами могут быть: а) сам должник; б) деловые партнеры и в) третьи лица.

Так, причинами возникновения банкротства могут служить действия самого должника, действия партнеров - невыполнение ими договорных обязательств, задержки в расчетах, банкротство партнера, а также несогласованность решений.

4. По характеру возникновения причин к источнику нанесения ущерба их следует подразделить на причины, создаваемые: а) собственными действиями должника (преднамеренные либо непреднамеренные); б) действиями третьих лиц; в) природными катаклизмами и стихийными бедствиями, производственными авариями.

5. По времени действия причин их можно подразделить на: а) кратковременные и б) длительного действия.

Примером причин кратковременного действия может служить отсутствие разрешения на поставку товара, задержки в расчетах. Причины длительного действия - ошибки и упущения в управлении предприятием: высокие затраты, низкая рентабельность, проведение убыточных операций и другие причины, относящиеся непосредственно к хозяйствованию субъекта.

6. По возможности влияния предприятия на причины возникновения банкротства их следует подразделить на: а) устраняемые самим предприятием (неплатежеспособность, плохое руководство и т.п.);

б) трудно устраняемые (коррекция законодательства и т.п.); в) не устраняемые (стихийные бедствия, несчастные случаи).

7. По возможности диагностирования и прогнозирования причин банкротства можно выделить: а) диагностируемые (на самом предприятии); б) прогнозируемые (платежеспособность деловых партнеров при заключении договоров); в) не поддающиеся прогнозированию (банкротство деловых партнеров, природные катаклизмы и стихийные бедствия, производственные аварии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: