Мотивы, причины, поводы суицидов

Еще Э. Дюркгейм (1912) выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной сторо­ны, фаталистический и аномический — с другой.

Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т. д. Такие поступки, совершаемые по альтруистическим мо­тивам, высоко оцениваются обществом. Однако в подрое i ко-вом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего эгои­стические. Дюркгейм ввел понятие «аномиз» — тип социально-психологической изоляции, наступающей при ос­лаблении связей, соединяющих индивида и его социальную среду. Анемическое самоубийство, по Дюркгейму, является

результатом тяжелого разногласия между личностью и окру­жающей ее средой.

Однако такие сложные виды деятельности, как суицидаль­ное поведение, вызваны, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотива­ми, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.

Мотивы могут быть осознанными, высшими (интересы, убеждения, стремления, страсти, идеалы), и неосознанными, низшими (установки, влечения и т. п.).

Основной движущей жизненной силой человека, определяю­щей его активность наряду с различного рода потребностями (естественные, культурные и т. д.), является цель. Цель может меняться, формироваться в процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится бесперспективной.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опы­та, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. И. П. Павлов (1951) объяснял самоубийство утратой «рефлекса цели». В связи с этим он пи­сал: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стре­мится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой це­ли, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к дру­гой... Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в запис­ках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и за­ключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, тормо­жение... рефлекса цели». И. П. Павлов категорически отвергает мнение о том, что все лица, совершившие суицидальное дейст­вие, являются душевнобольными.

Нередко при анализе суицидов путают понятия: причина, условия и повод.

Причина суицидального поведения — понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиат-

рический анализ проблемы. Причина — это все то, что вызыва­ет и обусловливает суицид. А. Г. Амбрумова (1983) основной причиной суицидальных действий считает социально-психо­логическую дезадаптацию личности. Помимо главной причи­ны могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-быто-вые трудности и т. д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, ко­торый хотя и не порождает конкретные следствия, но выступа­ет необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия суще­ственно влияют не только на действия причин, но и на харак­тер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых услови­ях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимо­стью их от условий.

Повод, в отличие от причины, — это событие, которое вы­ступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов само­убийств не выявляет их причин.

А. Е. Личко (1974) к числу наиболее частых причин суици­дов среди подростков относит:

1) потерю любимого человека;

2) состояние переутомления;

3) уязвленное чувство собственного достоинства;

4) разрушение защитных механизмов личности в результа­те употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;

5) отождествление себя с человеком, совершившим само­убийство;

6) различные формы страха, гнева и печали по разным по­водам.

Д. Д. Федотов и соавт. (1978) отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление са­мостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связан­ные со злоупотреблением алкоголем и приемом других нарко­тических средств, вследствие присущих данному возрасту

Суицидальное поведение • • 183 •

сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и де­прессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исхо­дящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведе­ния, измены.

А. А. Султанов (1983), изучая причины суицидального пове­дения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с на­рушением социализации, когда место молодого человека в соци­альной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной си­туации и предпосылок для быстрой ее реализации.

По нашим данным, основной причиной суицидальных действий подростков в 26 % случаев явились болезненные со­стояния (психозы — 10 %, пограничные состояния — 15 %, со­матические заболевания — 1 %), в 12 % — трудная семейная си­туация, в 18 % — сложная романтическая ситуация, в 15 % — нездоровые отношения со сверстниками, особенно в нефор­мальных группах, в 8 % — нездоровые отношения со взрослы­ми, в том числе с учителями (дидактогении), в 7 % — боязнь от­ветственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5 % — пьянство и употребление наркотиков и в 9 % — прочие, в том числе и невыясненные, причины (В. Т. Кондрашенко, 1988).

Выделяют экстраперсональные и интроперсональные фак­торы повышенного суицидального риска. Наиболее важные экстраперсональные факторы: 1) психозы и пограничные пси­хические расстройства; 2) суицидальные высказывания, по­вторные суицидальные действия, постсуицидальный период (до 3 месяцев); 3) подростковый возраст; 4) экстремальные, особенно так называемые «маргинальные» условия (служба в армии, длительные экспедиции, заключение, вынужденное одиночество и т. п.); 5) утрата семейного и общественного пре­стижа, особенно в группе сверстников; 6) конфликтная психо-травмирующая ситуация; 7) пьянство, употребление наркоти­ков и токсических средств. Разработаны специальные карты

повышенного суицидального риска, куда включены наиболее частые причины самоубийств и факторы, способствующие суицидальному поведению (Н. Б. Конанчук, 1981; А. Г. Амбру-мова, 1983; и др.).

Некоторые авторы (Э. А. Чомарян, 1983) большое внима­ние при определении факторов суицидального риска у подро­стков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту.

К интроперсональным факторам повышенного суицидаль­ного риска относят: 1) особенности характера, преимуществен­но шизоидного, сенситивного, эпилептоидного и психастени­ческого типов; 2) сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам; 3) неполноценность коммуникативных контактных систем; 4) неадекватную личностным возможностям самооцен­ку; 5) отсутствие или утрату целевых установок, лежащих в ос­нове ценности жизни.

Однако при определении реального суицидального риска («суицидального потенциала» — West, Vasto, (1982)) необхо­димо учитывать не только факторы, способствующие суици­ду, но и факторы, удерживающие человека от суицидального поведения.

Антисуицидальными факторами считают: 1) выраженную эмоциональную привязанность к близким; 2) родственные обязанности; 3) чувство гражданского долга, понятие о чести, дружеские привязанности; 4) зависимость от общественного мнения, особенно от мнения товарищей, представление о тру­сости, позорности суицида; 5) наличие планов, определяющих цель в жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: