Еще Э. Дюркгейм (1912) выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический — с другой.
Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т. д. Такие поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оцениваются обществом. Однако в подрое i ко-вом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего эгоистические. Дюркгейм ввел понятие «аномиз» — тип социально-психологической изоляции, наступающей при ослаблении связей, соединяющих индивида и его социальную среду. Анемическое самоубийство, по Дюркгейму, является
результатом тяжелого разногласия между личностью и окружающей ее средой.
Однако такие сложные виды деятельности, как суицидальное поведение, вызваны, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.
|
|
Мотивы могут быть осознанными, высшими (интересы, убеждения, стремления, страсти, идеалы), и неосознанными, низшими (установки, влечения и т. п.).
Основной движущей жизненной силой человека, определяющей его активность наряду с различного рода потребностями (естественные, культурные и т. д.), является цель. Цель может меняться, формироваться в процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится бесперспективной.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. И. П. Павлов (1951) объяснял самоубийство утратой «рефлекса цели». В связи с этим он писал: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой... Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение... рефлекса цели». И. П. Павлов категорически отвергает мнение о том, что все лица, совершившие суицидальное действие, являются душевнобольными.
Нередко при анализе суицидов путают понятия: причина, условия и повод.
|
|
Причина суицидального поведения — понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиат-
рический анализ проблемы. Причина — это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А. Г. Амбрумова (1983) основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-быто-вые трудности и т. д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.
Повод, в отличие от причины, — это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.
А. Е. Личко (1974) к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:
1) потерю любимого человека;
2) состояние переутомления;
3) уязвленное чувство собственного достоинства;
4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;
5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
Д. Д. Федотов и соавт. (1978) отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту
Суицидальное поведение • • 183 •
сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.
А. А. Султанов (1983), изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
По нашим данным, основной причиной суицидальных действий подростков в 26 % случаев явились болезненные состояния (психозы — 10 %, пограничные состояния — 15 %, соматические заболевания — 1 %), в 12 % — трудная семейная ситуация, в 18 % — сложная романтическая ситуация, в 15 % — нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8 % — нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями (дидактогении), в 7 % — боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5 % — пьянство и употребление наркотиков и в 9 % — прочие, в том числе и невыясненные, причины (В. Т. Кондрашенко, 1988).
Выделяют экстраперсональные и интроперсональные факторы повышенного суицидального риска. Наиболее важные экстраперсональные факторы: 1) психозы и пограничные психические расстройства; 2) суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицидальный период (до 3 месяцев); 3) подростковый возраст; 4) экстремальные, особенно так называемые «маргинальные» условия (служба в армии, длительные экспедиции, заключение, вынужденное одиночество и т. п.); 5) утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников; 6) конфликтная психо-травмирующая ситуация; 7) пьянство, употребление наркотиков и токсических средств. Разработаны специальные карты
|
|
повышенного суицидального риска, куда включены наиболее частые причины самоубийств и факторы, способствующие суицидальному поведению (Н. Б. Конанчук, 1981; А. Г. Амбру-мова, 1983; и др.).
Некоторые авторы (Э. А. Чомарян, 1983) большое внимание при определении факторов суицидального риска у подростков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту.
К интроперсональным факторам повышенного суицидального риска относят: 1) особенности характера, преимущественно шизоидного, сенситивного, эпилептоидного и психастенического типов; 2) сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам; 3) неполноценность коммуникативных контактных систем; 4) неадекватную личностным возможностям самооценку; 5) отсутствие или утрату целевых установок, лежащих в основе ценности жизни.
Однако при определении реального суицидального риска («суицидального потенциала» — West, Vasto, (1982)) необходимо учитывать не только факторы, способствующие суициду, но и факторы, удерживающие человека от суицидального поведения.
Антисуицидальными факторами считают: 1) выраженную эмоциональную привязанность к близким; 2) родственные обязанности; 3) чувство гражданского долга, понятие о чести, дружеские привязанности; 4) зависимость от общественного мнения, особенно от мнения товарищей, представление о трусости, позорности суицида; 5) наличие планов, определяющих цель в жизни.