Основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и блок деструктивных функций. основные функции конфликтов, по отношению к оппонентам и их соц.окружению Влияние конфликтов на основных участников. Конструктивные функции:Конфликт устраняет полностью или частично противоречие;К. позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем.К. позволяет ослабить психическую напряженность.К. служит источником развития личности, межличностных отношений.К. может улучшить качество индивидуальной деятельности.; При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих; Межличностные конфликты служат одним из средств самоутверждения личности. Деструктивные последствия: К. оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников. К. могут сопровождаться психологическим и физическим насилием. К. всегда сопровождается стрессом. К. – это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. К. формирует негативный образ другого – «образ врага». К. могут негативно отражаться не эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. К. закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. К. зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Влияние конфликтов на социальное окружение. Конструктивные: К. выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества.К. высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы.К. зондирует общественное мнение.К. может способствовать созданию новых условий, к которым легче адаптируются члены коллектива.К. может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей.К. способствует поиску продуктивных решений проблем.К. оптимизирует межличностные отношения. Деструктивные: К. неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникации. К. ослабляют ценностно-ориентационное единство группы. Во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива. Классификации конфликтов – научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. 1Сферы проявления конфликта: Экономические - в основе лежат экономич. противоречия. Идеологические – противоречия во взглядах. Социально-бытовые – соц сфера. Семейно-бытовые. – противоречия семейных отношений 2Степень длительности и напряженность конфликта: Бурные быстротекущие конфликты – возникают на основе индивидуальных психологических особенностях личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих; Острые длительные конфликты – возникают при наличии глубоких противоречий; Слабовыраженные вялотекущие конфликты – связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон; Слабовыраженные и быстротекущие – связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер. 3Субъекты конфликтного взаимодействия: Внутриличностные конфликты – столкновение противоположно-направленных мотивов личности; Межличностные конфликты – две личности; Конфликты «личность - группа»; Межгрупповые конфликты 4Социальные последствия: Конструктивные конфликты – в основе лежат объективные противоречия; Деструктивные конфликты – в основе лежат субъективные причины. 5Предмет конфликта: Реалистичные (предметные) Нереалистичные (беспредметные).Также конфликты можно классифицировать в зависимости от степени разработанности нормативных способов их разрешения. Причины возникновения и динамика конфликтов. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный. Объективные причины конфликта – обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Субъективные причины – индивидуальные психологические особенности оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Объективные факторы возникновения конфликта. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий; Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; Образ жизни многих россиян; Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан РФ, способствующие возникновению конфликтов. Организационно-управленческие причины конфликтов. Связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп и делятся на:Структурно-организационные причины конфликтов – несоответствие структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается; Функционально-организационные вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками; Личностно-функциональные связаны с неполным соответствием работника профессиональным, нравственным и другим качествам и требованиям занимаемой должности; Ситуативно-управленческие обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Социально-психологические причины конфликтов. Обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы.Причины: Возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации; Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей (перекрестная транзакция); Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон; Выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение; Внутригрупповой фаворитизм – предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; Ограничение способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; Осознанное или неосознанное желание получить от окружающих больше, чем отдавать им; Стремление к власти; Психологическая несовместимость людей. Личностные причины конфликтов. Индивидуально-психологические особенности участников конфликта; Человек не обладает достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия; Плохо развитая способность к эмпатии (Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает не так,как этого ожидают партнеры по общению); Завышенный или заниженный уровень притязаний; Различные акцентуации характера. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы: 1)Латентный период (предконфликт) включает этапы: 1 Возникновение объективной проблемной ситуации – возникновение противоречия между субъектами. 2 Осознание объективной проблемной ситуации. 3 Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтным способом. Стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции. 4Возникновение предконфликтной ситуации. Действия оппонента воспринимаются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная – является «пусковым механизмом» конфликтного поведения. 2)Открытый период. Это собственно конфликт. Включает в себя: 1 Инцидент – первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Эскалация конфликта – прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Признаки: 1 сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. Переход к более примитивным формам отражения. По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Этот процесс происходит поэтапно. Два первых этапа – развитие предконфликтной ситуации. Третий этап – начало эскалации. На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6 – 8 лет. На пятом этапе явные признаки поступательной регрессии в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной – себя. 2 вытеснение адекватного восприятия «другого» образом врага. Свидетельствуют: недоверие; возложение вины на врага; негативное ожидание; отождествление со злом; представление «нулевой системы» - все, что выгодно врагу, вредит нам и наоборот; деиндивидуализация; отказ в сочувствии. 3 рост эмоционального напряжения. 4 переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. 5 рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. 6 применение насилия. 7 потеря первоначального предмета разногласий. 8 расширение границ конфликта. 9 увеличение числа участников 3)Послеконфликтный период. 1Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. 2Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон – развитие конфликта. и процессом интеграции – стремление к соглашению. Периоды и этапы динамики конфликта отличаются различной продолжительностью, значимостью и интенсивностью. Существуют различия в длительности конфликта в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют; В экстремальных условиях конфликты развиваются в «ускоренном» темпе, более скоротечны; Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов, в частности, от того, кто одержал победу в конфликте «по вертикали»; В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная основа конфликта; Важная особенность динамики криминальных конфликтов является быстрая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся применением насилия;Динамика частоты конфликтов зависит от циклических изменений характера совместной деятельности в течение всего года.