По Полярной звезде

Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы а и б мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.

Нанесение обнаруженного объекта на карту
Это один из важнейших моментов в работе. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определения его координат. Ошибка вызовет огонь средств поражения по пустому месту.
Обнаружив объект (цель), человек должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.
Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.
Глазомерно:
объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.
По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки стояния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозможно решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до объекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азитмуту прибавить магнитное склонение данной карты(поправка направления).
Прямой засечкой.
Этим способом наносят объект на карту из 2-х - 3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте направление на объект, тогда пересечение прямых определяет местонахождение объекта.
Определение координат и целеуказание
Чтобы указать приближенно местоположение какого-либо объекта на карте, достаточно указать квадрат сетки, в котором он расположен.
Квадрат всегда указывается цифрами километровых линий, пересечением которых образован юго-западный (нижний левый) угол. При указании квадрата карты придерживаются правила: сначала называют две цифры, подписанные у горизонтальной линии (у западной стороны), то есть координату "X", а затем две цифры у вертикальной линии (южная сторона листа), то есть координата "У". При этом "X" и "У" не говорятся.
Например, засечены танки противника. При передаче донесения по радиотелефону номер квадрата произносят: "восемьдесят восемь ноль два".
Если положение точки (объекта) необходимо определить более точно, то пользуются полными или сокращенными координатами.
Работа с полными координатами.
Требуется определить координаты указателя дорог в квадрате "8803" на карте масштаба 1:50 000. Сначала определяют чему равно расстояние от нижней горизонтальной стороны
квадрата до указателя дорог (600 м на местности). Таким же образом
измеряют расстояние от левой вертикальной стороны квадрата (500 м).
Теперь путем оцифровки километровых линий определяем полные координаты
объекта. Горизонтальная линия имеет подпись "5988" (X), прибавив
расстояние от этой линии до указателя дорог получим: Х = 5988 600.
Точно также определяем вертикальную линию и получаем 2403 500. Полные
координаты указателя дорог следующие: Х = 5988 600 м, У = 2403 500 м.
Сокращенные координаты:
Х = 88 600 м, У = 03 500 м.
Другой вариант.
Известны данные Пункта (ЗКП): Х = 90 850, У = 02 550. Ведем расчет:
1. Вначале определяем квадрат, в котором находится объект.
2. Откладываем по вертикальной линии 850 м, от этой точки чертим
горизонтальную 3. Теперь от горизонтальной линии внизу откладываем 550 м и линию. Способы определения расстояния.
1 способ: по формулам определения расстояния - S = V * t, где первый множитель - скорость движения (в среднем на горизонтальных участках с хорошей проходимостью - 3.5 - 4 км. в час, до 4.5 км. в час, на крутом подъеме - до 2 - 2.5 км. в час и менее), второй множитель - время прохождения расчетного участка.

Для определения азимута на местности следует выбрать искомое направление, ориентир, к которому необходимо двигаться (т.е. лежащий на линии маршрута), навести компас нулем от себя на этот ориентир, совместить его с визиром компаса, далее совместить, вращением лимба компаса, нуль с северным концом магнитной стрелки и снять значение азимута, находящееся напротив визира компаса.

Для определения азимута на ориентир по карте необходимо карандашом наметить линию движения, приложить круговой транспортир (линии креста транспортира должны быть параллельны рамкам карты, север транспортира параллелен вертикальным рамкам) центром в точку стояния и считать градусную меру, на которую указывает линия движения. Мы определили истинный азимут. Однако на компасе мы видим только магнитный азимут. Следовательно, нам необходимо перевести истинный азимут в магнитный, чтобы не заблудиться, но выйти на ориентир не по истинному, но по совпадающему с ним магнитному азимуту.

Определение осуществляется по формуле: AZ (m) = AZ (i) + (-V), где (-V) - поправка на магнитное склонение, отрицательная в нашем полушарии. После этой операции, на компасе устанавливают полученный магнитный азимут, намечают на местности промежуточный ориентир, на который обращен визир компаса и начинают движение по азимуту.

Для регулярного контроля движения по азимуту, сравнения местности с картой и т.д. маршрут необходимо регулярно отстраивать на карте, особенно по достижении крупных ориентиров. Для этого необходимо фиксировать все точки смены азимутов, коротко их описывать в блокноте, четко считать шаги. Для построения маршрута необходимо все магнитные азимуты перевести в истинные. Это можно сделать по формуле: AZ (i) =AZ (m) - (-V). Полученный истинный азимут транспортиром отстраивается от точки стояния и с учетом расстояния, измеренного шагами и переведенного в масштаб карты, строится до следующего ориентира. Далее следует определение точности движения, анализ окружающей ситуации и определение истинной точки стояния, коррекция линии маршрута.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: