Благословение детей

Мф. 19, 13-15; Мк. 10, 13-16; Лк. 18, 15-17

Еще не закончил Христос беседы о браке и девственности, как сквозь окружающую Его толпу народа стали пробираться к Нему женщины с детьми, чтобы взять у Него благословение. В то время у иудейских матерей был обычай подводить детей к раввинам для благословения. К Иисусу же они подходили с особым благоговени­ем. Но ученики стали запрещать детям подходить к Христу, же­лая этим самым облегчить труд и без того утомленного Учителя.

Увидев это, Господь вознегодовал и, подозвав учеников, ска­зал им: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Душа ребенка была у Спасителя образом той чистоты, кото­рой должен достичь каждый, чтобы войти в Царство Божие. Гос­подь обнимал подходивших к Нему детей, возлагал на них Свои Божественные руки и говорил ученикам и народу: «Кто не при­мет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в Него. Если не об­ратитесь от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротос­ти, если не будете так же, как дети, чисты от этих пороков, то не войдете в Царство Небесное. Очиститесь от своего воображаемого величия, станьте такими же малыми, как эти дети, и вы увидите Царство Божие внутри себя, тогда станете истинными Моими ученииками. Но горе тому, кто не будет уподобляться чистой душе ребенка, а напротив, станет соблазнять и развращать невинное дитя, превращая его в порочного человека! Лучше было бы, если бы повесили такому «учителю» мельничный жернов на шею и по­топили его во глубине морской» (Мф. 18, 3-6).


Притча о виноградарях, призванных на работу в разное время дня

Мф. 20, 1-16

Господь, проповедуя Царство Божие, призывал людей преж­де всего искоренять в себе гордость и стремиться к истинному смирению. В противном случае многие, считающие здесь себя первыми, в Царстве Небесном могут оказаться последними, а по­следние – первыми. Чтобы нагляднее выразить эту мысль, Иисус Христос рассказал притчу о работающих в винограднике.

«Царство Небесное, ¾ сказал Он, ¾ подобно владельцу виноград­ника, который вышел на торговую площадь нанять работников в свой виноградник. Хотя было еще раннее утро, но желающие наняться на работу уже находились на площади. Договорив­шись с ними по динарию за день, хозяин отправил их на работу в виноградник.

Часа через три владелец опять пошел на рынок и увидел там еще рабочих, ожидающих найма. И этих он отправил в свой вино­градник, сказав им при этом: «Что следовать будет вам, дам вам».

Выходил хозяин виноградника на рынок и в полдень, и часа через три после полудня, и каждый раз посылал в свой виноград­ник наемных рабочих. Наконец, вышел он перед заходом солнца, когда рабочий день приближался к концу, но и в этот поздний час он встретил на торговой площади рабочих, которых никто не на­нял. И этих он послал в свой виноградник, обещая заплатить им, что будет следовать по расчету.

И вот, когда закончился трудовой день, владелец виноград­ника повелел управляющему пригласить рабочих для расчета. Рабочие ожидали, что получат плату соответственно количеству проработанных ими часов, но были удивлены, когда хозяин велел своему управителю выдать всем поровну, по динарию, начав рас­чет с последних.

Тогда пришедшие в виноградник первыми стали роптать на хозяина, говоря: «Мы перенесли тягость целого дня и полуден­ный зной, а ты сравнял нас с работающими один только час, да и то во время вечерней прохлады».

Обращаясь к одному из недовольных, хозяин кротко сказал ему: «Друг, я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»

Эта притча Господня имеет глубокий смысл. «Торжище» ¾ это мир, в котором в разное время рождаются как отдельные лич­ности, так и целые народы. Они часто бывают «духовно-безработ­ны» и жаждут Божьего призыва на духовное делание в Церкви Христовой (в винограднике Христовом). «Хозяин» ¾ это Господь, зовущий всех духовно-безработных в Свой виноградник.

На заре истории Церкви призывающее в Царство Небесное Божественное Слово прозвучало прежде всего в среде еврейского народа. Древний Израиль устами ветхозаветных пророков, а в конце веков – устами Самого Богочеловека первым был при­зван к работе в винограднике Господнем. Затем Слово Божие про­неслось проповедью по всему миру. Оно все время, «с раннего ут­ра до захождения солнца», призывает отдельных людей и целые народы к работе на ниве Христовой. Слово Господне зовет к Божь­ему труду всех, стоящих на торжище праздно, т. е. духовно-без­работных.

«Часы» ¾ третий, шестой, девятый, одиннадцатый ¾ означа­ют или различные эпохи в истории Церкви, когда те или иные на­роды впервые призываются к участию в строительстве Царства Божия, или же различные моменты в индивидуальной жизни че­ловека (ранняя юность, зрелый возраст, старость), когда сердце впервые слышит и принимает призыв Божий.

Вторая часть притчи говорит о расплате хозяина с работника­ми виноградника. Здесь «вечер», конец трудового дня, символи­чески может означать или завершение земной истории Церкви, или же конец индивидуальной жизни человека, его смертный час. Расплата хозяина с работниками символически означает справедливый, но милующий суд Божий над людьми, которые были призваны в Церковь Христову в разное время.

И вот здесь человеческая формальная справедливость хочет противопоставить себя Божественной щедрости и любви. Вино­градари не стали бы роптать на хозяина, если бы он дал послед­ним меньше одного динария, т. е. сумму, недостаточную для дневного пропитания. Им не было дела до пришедших последни­ми, но в их душах проявилась зависть, недружелюбие и даже осуждение якобы несправедливой щедрости хозяина, которая противоречила их гордости – как это он мог сравнить их, при­званных первыми, с теми, которые пришли последними?

Вся эта гамма морально-низких чувств, которая обуяла «пер­вых», снизила качество их труда на ниве Господней. Ведь с таким на­строением можно работать и целый день и все же ничего доброго не сделать; а можно и в «один час» сделать больше и лучше, если работа совершается при полном усердии, любви к делу и доверии хозяину.

У виноградарей оценка оказалась формальной, а у хозяина ду­ховно-нравственной. И по этой оценке последние стали первыми в Царстве Небесном. «Ибо, ¾ добавил Христос, ¾ много званых, а мало избранных».

С другой стороны, эта притча Господня говорит всем грешни­кам, стоящим вне Церковной ограды, что и для них есть возмож­ность спасения в любое время, даже в последний час их жизни, как это и произошло с благоразумным разбойником.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: