§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка 39
Четвертая стадия социального развития предполагает осознание разных уровней человеческой близости и умение или способность учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.
Стадии развития социального интеллекта по Р.Селману1
Основная характеристика отношений | Области социального взаимодействия | |||
Понимание себя | Близкие дружеские отношения | Отношения в группе сверстников | Отношения с родителями | |
0. Эгоцентризм | Недифференцированная психофизиологическая целостность | Случайные, неустойчивые игровые контакты | Вещно-телесные связи | Прагматизм |
1. Субъективизм | Выделение своих намерений, чувств, мыслей | Односторонняя помощь | Несимметричные отношения | Авторитарность |
2. Рефлексивность | Самопознание | Сотрудничество | Партнерство | Эмоциональное взаимопонимание |
3. Взаимность | Устойчивая самоидентичность | Взаимный обмен личностно значимыми содержаниями | Гомогенная группа | Личная ответственность |
4. Глубина | Интегрированная система различных «Я»-сос-тояний | Добровольная взаимозависимость самостоятельных личностей | Плюралистическая организация |
' См.: Цукерман Г.А, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 4 6 - 4 7.
|
|
40 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе
Высший уровень развития социального интеллекта не всегда связан с высшей стадией интеллектуального развития (по Ж. Пиаже), так как между способностью решать формально-логические и социальные задачи не существует строго однозначного соответствия.
Лоуренс Кольберг же наоборот интересовался моральным развитием человека. Он различал три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный.
1. Преконвенциональный уровень сугубо эгоцентричен. Моральность или аморальность суждений основывается главным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например одобрение; плохо то, что причиняет неудовольствие, например наказание.
2. Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает некритично, как истину в последней инстанции, оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины.
3. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений достигается не всеми людьми, но возможен начиная с подросткового возраста. Это уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы. Выведенные самим человеком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую широту и универсальность (суждения о чести, правилах построения отношений между людьми и т.д.).
|
|
Однако в исследованиях Нэнси Ценней (1974) показано, что вторая (конвенциональная) стадия развития моральных суждений недостижима для тех детей, у которых еще не стала складываться способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, являющаяся, согласно Ж.Пиаже, высшей стадией развития интеллекта.
Развитие детской эмоциональности подробно изучалось в работах Генри Дюпона, который описал шесть стадий этого развития, из которых две последние стадии являются не возрастными, а избранными (элитарными).
1. Эгоцентрично-внеличностная стадия эмоционального развития характеризуется слитностью детских самоощущений (удовольствия или неудобства, боль). Ребенок до 3—4 лет называет внешние причины своего настроения: плохая погода, болезнь, отсутствие чего-то привлекательного.