Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу1
| Уровень | Стадия | Возраст | Основания | Отношение кидее |
| (в годах) | морального выбора | самоценности человеческого существования | ||
| Прекон- | 0-2 | Делаю то, что мне | — | |
| венцио- | приятно | |||
| нальный | ||||
| 2-3 | Подчиняюсь правилам,чтобы избежать наказания | Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет | ||
| 4-7 | Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты - мне, я - тебе» | Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое ребенку доставляет этот человек | ||
| Конвен- | 7-10 | Поступаю так, | Ценность человеческой | |
| циональ- | чтобы избежать | жизни измеряется тем, | ||
| ный | неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хо-оошей девочкой» | насколько этот человек симпатизирует ребенку | ||
| 10-12 | Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь пиавилам | Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (правовых) или религиозных норм и обязанностей |
См.: Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 44.
42 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе
| Постконвенциональный | После 13 | Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения | Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь | |
| После 18 | Поступаю согласно общечеловеческим, универсальным принципам нравственности | Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека |
2. Стадия личных отношений н а ч и н а е т с я тогда, когда р е б е н о к воспринимает себя как источник настроения и базисных эмоций — радости, печали, гнева, страха. Но ребенок еще не способен осознать субъективный характер собственных чувств, понять чувства других.
3. Межличностная стадия эмоционального развития связана с появлением способности к эмоциональной децентрации. Ведущим ф а к т о р о м развития становится з н а ч и м а я сверстниковая субкультура, равноправное сотрудничество детей, мыслящих и чувствующих по-разному. Эта стадия эмоционального развития может сосуществовать с предыдущей, каждая из которых «обслуживает» разные сферы общения ребенка.
4. Психологическая стадия развития э м о ц и й связана с появлением новых категорий мировосприятия, имеющих сильную эмоциональную окраску: смелость, честность, преданность, доброта, дружелюбие и др. Результаты стихийных психологических исследований себя и других людей систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях, поведенческих кодах. Наиболее распространенные варианты завершения психологической стадии эмоционального развития: 1) согласование (адаптация) собственных взглядов с окружением; 2) негативизм (отрицание) системы ценностей окружающих.






