Причины и сущность психического развития ребенка

Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу1



Уровень Стадия Возраст Основания Отношение кидее
    (в годах) морального выбора самоценности человеческого существования
         
Прекон-   0-2 Делаю то, что мне
венцио-     приятно  
нальный        
    2-3 Подчиняюсь правилам,чтобы избежать наказания Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет
    4-7 Делаю то, за что меня хвалят; со­вершаю добрые поступки по прин­ципу: «ты - мне, я - тебе» Ценность человеческой жизни измеряется удо­вольствием, которое ребенку доставляет этот человек
Конвен-   7-10 Поступаю так, Ценность человеческой
циональ-     чтобы избежать жизни измеряется тем,
ный     неодобрения, не­приязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хо-оошей девочкой» насколько этот человек симпатизирует ребенку
    10-12 Поступаю так, чтобы избежать неодобрения ав­торитетов и чув­ства вины; выпол­няю свой долг, подчиняюсь пиавилам Жизнь оценивается как сакральная, неприкос­новенная в категориях моральных (правовых) или религиозных норм и обязанностей

См.: Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 44.


42 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

         
Посткон­венцио­нальный   После 13 Поступаю соглас­но собственным принципам, ува­жаю принципы других людей, стараюсь избе­жать самоосужде­ния Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь
    После 18 Поступаю со­гласно общечело­веческим, универ­сальным прин­ципам нрав­ственности Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможно­стям каждого человека

2. Стадия личных отношений н а ч и н а е т с я тогда, когда р е б е н о к воспринимает себя как источник настроения и базисных эмоций — радости, печали, гнева, страха. Но ребенок еще не способен осо­знать субъективный характер собственных чувств, понять чувства других.

3. Межличностная стадия эмоционального развития связана с появлением способности к эмоциональной децентрации. Ведущим ф а к т о р о м развития становится з н а ч и м а я сверстниковая суб­культура, равноправное сотрудничество детей, мыслящих и чув­ствующих по-разному. Эта стадия эмоционального развития мо­жет сосуществовать с предыдущей, каждая из которых «обслужи­вает» разные сферы общения ребенка.

4. Психологическая стадия развития э м о ц и й связана с появле­нием новых категорий мировосприятия, имеющих сильную эмо­циональную окраску: смелость, честность, преданность, добро­та, дружелюбие и др. Результаты стихийных психологических иссле­дований себя и других людей систематизируются в представлени­ях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях, поведенческих кодах. Наиболее распространенные варианты завершения психологической стадии эмоционального развития: 1) согласование (адаптация) собствен­ных взглядов с окружением; 2) негативизм (отрицание) системы ценностей окружающих.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: