Конфликты на разных стадиях развития личности по Э.Эриксону

Суть конфликта между: Примерный возраст (специфика развития)
Доверием и недоверием к окружающему миру Чувством независимости и ощущением стыдаи сомнениями Инициативностью и чувством вины Трудолюбием и чувством неполноценности Пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу Стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих Жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах Ощущением полноты жизни и отчаянием Рождение — 1 год 1—3года 4—5лет 6—11лет 12—18лет Раннее взросление Нормальное взросление Позднее взросление

Особое место в концепции Эриксона занимает подростковый возраст. И м е н н о здесь происходит активная идентификация и са­моидентификация личности.

Эриксон выделил четыре основных типа развития неадекват­ной идентификации:

1.Уход от близких взаимоотношений, обусловленный стра­хом потери собственной идентичности. Избегание тесных контак­тов, их формализация и стереотипизация, «западание» сферы об­щения в целом.


Причины и сущность психического развития ребенка 37

2. Размывание времени. В этом случае подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее, боязнь перемен.

3. Размывание способности к продуктивной работе, неумение сосредоточиться и активно включиться в деятельность.

4. Негативная идентичность — презрительное, враждебное от­ношение к ролям, позициям, формам поведения, ценимым ближ­ними.

Список неадекватной идентичности был дополнен впослед­ствии Джеймсом Марсиа, который выделил предопределенную идентичность — некритичное принятие ценностей семьи, обще­ства, религиозной группы. Подросток становится некритично вну­шаемым, консерватизм его взглядов приводит к неумению думать и решать самостоятельно.

Наиболее полно проблемы умственно­го развития были разработаны швейцар-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: