Конкретные вопросы

Далее экспериментатор просит ребенка рассказать все, что дети делают дома, в детском саду, школе. Помогает ему вспомнить раз­личные дела и занятия. После этого взрослый спрашивает, что из перечисленного он больше всего (меньше всего) любит, и просит обосновать свой ответ. Взрослый задает также и альтернативные вопросы: «Что ты больше любишь — убирать или дежурить, заня­тия или играть?» и т.п. Когда выясняется, почему ребенку нравит­ся делать одно и не нравится делать другое, в его ответах обраща­ется внимание на то, как он обосновывает свое позитивное или негативное отношение. Например, нравится лепка потому, что как хочешь, так и сделаешь; математика - потому, что нужно как следует отвечать; конструирование — потому, что люблю руками делать, а на других занятиях надо думать, это я не люблю; не нравится «Родное слово» потому, что стесняюсь перед всеми ре­бятами придумывать рассказ. После такой беседы эксперимента­тор по очереди называет каждое из занятий, спрашивая ребенка, нравятся ли ему эти занятия. И все-таки просит обосновать, поче­му что-то нравится или не нравится. Затем ребенка спрашивают, какие игры он больше любит, почему, какое из домашних дел ему нравится. В его ответах фиксируется устойчивость предпочте-


по


Глава III. Психология раннего и дошкольного детства


ний определенных видов деятельности, выявляются последова­тельность дел — от наиболее предпочитаемых к наименее, степень осознания предпочтений и их причины, осознание им своих воз­можностей, трудностей (т.е. осознание соотношения между «Я» идеальным и «Я» реальным). Полученные в беседе данные сопос­тавляются с особенностями реальной деятельности, выявленны­ми с помощью наблюдений и анализа поведения ребенка в груп­пе, характеристик воспитателей и родителей и по данным специ­альных экспериментов (см.: приложение, разд. IV).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: