Экспериментатор, чтобы создать мотивировку, говорит ребенку: «Ты уже большой, можешь многое делать и много уже умеешь. Вашей группе хотят поручить сделать разные дела. Но для этого необходимо: 1) узнать хорошенько, для кого надо делать, что делать, какие вещи, какими они должны быть; 2) подумать о том, что и как делать, что для этого нужно; 3) зачем все это надо как следует сделать; 4) сделав, отнести эти вещи тем, для кого делались».
Ребенок должен повторить рассказ взрослого. Уже при повторении он невольно акцентирует наиболее значимые для себя моменты ситуации, представленной в достаточно общей и неопределенной форме. Воспроизводя рассказ, дети могут часто что-то пропустить и добавить то, чего не было; скажем, при значимости отношений с другими добавляют: «Отнести вещи тем, кому делали, и послушать, что те скажут, как их похвалят» и т.п. В таких случаях экспериментатор повторяет свой рассказ до тех пор, пока ребенок не начнет воспроизводить его, ничего не пропуская. После этого у него спрашивают: «Что бы ты больше всего хотел из этого делать?» Одни дети хотят делать одно, другие — иное, а некоторые - все. По ответу на такой вопрос можно судить, какая сторона неопределенной ситуации, моделирующей возможную реальную ситуацию, наиболее значима для ребенка. Узнать, для кого делаешь, и отдать — при значимости отношений; делать все —
|
|
План-задание для самостоятельной работы 109
при значимости деятельности или «делания»; подумать — при значимости сферы познания, осознания.
При ответе ребенка, что он хочет делать все, экспериментатор варьирует свой рассказ, перечисляя, что сделают ребята из другой группы. При ответе же, что он будет делать все остальное, в зависимости от его обоснования своего ответа можно говорить о значимости для ребенка всех сфер жизнедеятельности, универсальности его ценности.
В. Осознание своей деятельности Общие вопросы
• Что ты любишь больше всего делать? Почему? А что еще любишь делать? Почему? И т.д.
• Что у тебя лучше всего получается?
• Что хуже всего получается?
По всем вопросам проводится беседа, выясняется, почему ребенок отвечает именно так, что позволяет понять особенности осознания своей деятельности при таких общих вопросах.