Цель: исследование самосознания дошкольников.
Ход работы. Эксперимент проводится в форме свободной, непринужденной беседы взрослого с ребенком, которая способствует возникновению у детей достаточно доверительного отношения к экспериментатору. Перед началом беседы создается доброжелательная атмосфера, взрослый демонстрирует положительное отношение к любым ответам ребенка, побуждая его этим к искренности. Всякий ответ экспериментатор просит ребенка обосновать, разъяснить, что тот понимает, употребляя те или иные обозначения. Тем самым выясняются причины предпочтений, оценок, трудностей детей, характер их отношений с другими. Особенности самосознания в основных сферах жизнедеятельности ребенка выявляются через сопоставление с соответствующими особенностями поведения детей в реальных ситуациях. Вопросы группируются по основным сферам жизнедеятельности ребенка. Первую группу (А и Б) составляют вопросы, относящиеся к ценностной сфере, вторую (В) - из сферы деятельности, третью (Г) - из сферы межличностных отношений.
|
|
А. Осознание своих предпочтений при ответах на общие вопросы:
• Что ты больше всего любишь?
• Что для тебя самое главное?
• Что ты больше всего любишь делать?
• Как считаешь, ты хороший мальчик (девочка)? Почему?
• А как считает воспитательница?
Глава III. Психология раннего и дошкольного детства
• Как считают другие дети? Почему?
Ответы на вопросы 4—6 и их обоснования выявляют содержание, которое вкладывает ребенок в такое постоянно употребляемое понятие, как «хороший». Кроме того, через различия в ответах на такие вопросы, заданные в обшей и более конкретной форме, а затем заданные в: а) прямой, открытой и б) скрытой, косвенной форме, выявлялись особенности оценки себя самим ребенком и представлений о такой оценке другими лицами.
• Ты себя считаешь умным мальчиком (девочкой)?
Ответы на этот вопрос и их обоснования позволяли раскрыть,
что 6-летний ребенок понимает под словом «умный». Например, вкладывает в него типично «дошкольное» содержание (слушается, не дерется и т.п., либо хорошо занимается, все правильно делает, умеет читать и т.д.), т.е. набор качеств, значимых для подготовки к школе или начала обучения в ней.