Глава X. Практическая психология образования. 25. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по професси­ональной ориентации


25. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по професси­ональной ориентации. М., 2001.

26. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учеб. посо­бие. М., 1998. 253 с.

27. Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание,
п. 1), осуществите самозачет по системе психологических понятий.

Педагогический консилиум, психокоррекционная работа, психо­
логическая служба школы, психологическая диагностика, психологи­
ческая профилактика, психологическое здоровье, психологическое кон­
сультирование, психологическое просвещение, социально-психологи­
ческий тренинг (СПТ).

2. Познакомьтесь с нижеприведенным текстом инструкции о
должностных обязанностях психолога системы образования и со­
поставьте основные обязанности и права специалиста.

/. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об об­разовании», законодательством Российской Федерации, меж­дународными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства об­разования РФ и региональных департаментов образования, Поло­жением о психологической службе образования.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в гра­ницах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находя­щихся в компетенции представителей других специальностей.

3. Знать новейшие достижения психологической науки в це­лом, детской и педагогической психологии, практической психо­логии. Применять современные обоснованные методы диагности­ческой, развивающей, психокоррекционной, психопрофилакти­ческой работы. Цостоянно повышать свою профессиональную ква­лификацию.

4. Препятствовать проведению психопрофилактической, пси-хокоррекционной и других видов работ некомпетентными лица­ми, не обладающими соответствующей профессиональной под­готовкой.


План-задание для самостоятельной работы 493

5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллек­тивам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуального подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать реше­ние и вести работу в формах, исключающих возможность нанесе­ния вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педа­гогов или третьих лиц.

7. Хранить профессиональную тайну, не распространять све­дения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является не­обходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развива­ющей работы и может нанести ущерб ребенку или его окруже­нию.

8. Информировать работников отделов образования, админис­трацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных уч­реждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7 настоящего до­кумента.

9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установ­
ленной форме.

//. Ответственность работника службы социально-пси­хологической помощи:

1. Психолог несет персональную профессиональную ответствен­ность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность дава­емых рекомендаций.

2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установ­ленном порядке.

III. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетное направление ра-


494 Глава X. Практическая психология образования

боты с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитатель­ного учреждения и т. п.

2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов дея­тельности.

3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обя­занностей.

4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти рас­поряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основа­нии имеющихся у него профессиональных умений и средств.

5. Знакомиться с необходимой документацией.

6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе раз­личных медико-психолого-педагогических и других комиссий, ре­шающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решени­ем комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т.п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до све­дения соответствующих инстанций.

8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.

9. Проводить групповые и индивидуальные психологические
обследования и эксперименты для исследовательских целей.

10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.

11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических зна­ний путем лекций, выступлений и пр.

12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

13. Обращаться в случае необходимости через руководство служ­бы с ходатайствами в соответствующие организации по вопро­сам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т.п.).

14. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей.


План-задание для самостоятельной работы 495

3. Используя материалы главы, рекомендуемую литературу и описание модели комплексной службы практической психологии в системе образования, подготовьте реферат по одной из тем:

• «Практическая психология образования в России»;

• «Общие тенденции развития психологической службы об­разования в различных странах мира»;

• «Взаимодействие науки и практики в психологической службе образования»;

• «Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (например, в детском саду, школе, лицее, колледже, интернате для детей, ли­шенных попечения родителей, и др.)».

МОДЕЛЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: