Шум (звук), инфразвук и ультразвук по своей физической сущности являются акустическими колебаниями, т.е. волнообразно распространяющимися колебаниями плотности упругих сред, в том числе воздуха. Акустические колебания, лежащие в зоне 16 Гц - 20 кГц, воспринимаются человеком с нормальным слухом как звук и называются звуковыми. Акустические колебания с частотой менее 16 Гц не воспринимаются ухом человека и называются инфразвуком, выше 20 кГц - ультразвуком.
С физиологических позиций звук - это ощущение, возникающее в ухе человека в результате изменения давления.
По своей физической сущности шум - это звук.
С гигиенической точки зрения шумом является любой нежелательный для человека звук.
Основными характеристиками звуковых волн являются их частота, длина волны, интенсивность, скорость распространения.
Ухо человека может воспринимать и анализировать звуки в широком диапазоне частот и интенсивностей. Границы частотного восприятия существенно зависят от возраста человека и состояния органа слуха. У лиц среднего и пожилого возраста верхняя граница слышимой области понижается до 12 - 10 кГц.
|
|
Область слышимых звуков ограничена двумя кривыми: нижняя кривая определяет порог слышимости, т.е. силу едва слышимых звуков различной частоты, верхняя - порог болевых ощущений, т.е. такую силу звука, при которой нормальное слуховое ощущение переходит в болезненное раздражение органа слуха.
Болевым порогом принято считать звук интенсивностью 140 дБ.
Среди многочисленных проявлений неблагоприятного воздействия шума на организм можно выделить снижение разборчивости речи, неприятные ощущения, развитие утомления, снижение производительности труда и, наконец, появление шумовой патологии.
Среди многообразных проявлений шумовой патологии ведущим клиническим признаком является медленно прогрессирующее снижение слуха.
Для снижения шума в производственных помещениях применяются различные методы коллективной защиты: уменьшение уровня шума в источнике его возникновения; рациональное размещение оборудования, борьба с шумом на путях его распространения, в том числе изменения направленности излучения шума, использование средств звукоизоляции, звукопоглощения и установку глушителей шума, акустическую обработку поверхностей помещения. Наиболее эффективным средством является борьба с шумом в источнике его возникновения. Шум механизмов возникает вследствие упругих колебаний как всего механизма, так и отдельных его деталей.
Причины возникновения шума - механические, аэродинамические и электрические явления, определяемые конструктивными и технологическими особенностями оборудования, а также условиями эксплуатации.
|
|
В связи с этим различают шумы механического, гидродинамического, аэродинамического и электрического происхождения.
Для уменьшения механического шума необходимо своевременно проводить ремонт оборудования, заменять ударные процессы на безударные, шире использовать принудительное смазывание трущихся поверхностей, применять балансировку вращающихся частей.
Значительное снижение шума достигается при замене подшипников качения на подшипники скольжения, зубчатых и цепных передач клиноременными и зубчатоременными передачами, металлических деталей деталями из пластмасс.
Снижения аэродинамического шума можно добиться уменьшением скорости газового потока, улучшением аэродинамики конструкции, звукоизоляции и установки глушителей. Электромагнитные шумы снижают конструктивными изменениями в электрических машинах.
Широкое распространение получили методы снижения шума на пути его распространения посредством установки звукоизолирующих и звукопоглощающих преград в виде экранов, перегородок, кабин и др.
На рабочих местах промышленных предприятий защита от шума должна обеспечиваться строительно-акустическими методами:
рациональным, с акустической точки зрения, решением генерального плана объекта, рациональным архитектурно-планировочным решением зданий;
применением ограждающих конструкций зданий с требуемой звукоизоляцией;
применением звукопоглощающих конструкций (звукопоглощающих облицовок, кулис, штучных поглотителей);
применением звукоизолирующих кабин наблюдения и дистанционного управления;
применением звукоизолирующих кожухов на шумных агрегатах;
применением акустических экранов и др.