Уши — это ворота мира

Нейрофизиологов, представителей той самой ветви науки о человеческом мозге, что дает нам возможность приобрести фундаментальные знания об особенностях восприятия, ни в коем случае нельзя причислить к страстным поклонникам музыки или участникам художественной самодеятельности. И разве что Роберт-Чарли Беренд опровергает этот постулат, поскольку он-то как раз и ввел в медицинскую практику результаты своих научных изысканий. Но все же и музыканты, и нему- зыканты из среды нейропсихологов едины в следующем мнении: уши — это наши ворота в мир.

И даже если мировоззрение и поведение, а также личность человека в целом кажутся чуждыми миру музыкальной психотерапии, находятся все же примеры, демонстрирующие благоприятное, объединяющее, облегчающее душевные страдания воздействие музыки на тех людей, что слушают или создают ее.

Придется, как видно, привести некоторые высказывания из исследований, касающихся данной темы.

Восприятие мозгом возбуждения слуховых рецепторов, возникшего в процессе слушания музыки, является более интенсивнойдеятельностью по сравнению с восприятием возбуждения других рецепторов. Под интенсивностью в данном случае подразумевается то, что клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение, в десять миллионов раз более слабое, чем то, которое необходимо для передачи в мозг информации о прикосновении к коже. Музыка «соприкасается» с нашими органами чувств намного раньше, чем любой другой возбудитель.

С точки зрения генетики данная «сверхвосприимчивость» обусловлена тем, что в далеком прошлом, когда на земле жили только охотники и добытчики, соперничавшие в ловкости и силе с дикими животными (а чуть позже и с «дикими животными» в человеческом облике), им приходилось рассчитывать лишь на собственные уши, то есть на тот самый канал, который даже во сне принимал сигналы опасности. Это, конечно, в том случае, если человек хотел выжить.

С сигналами, предупреждающими о возникновении угрозы, мы сталкиваемся и по сей день: тревожный сигнал полицейских машин, представляющий собой скачок на кварту1, соответствующий сигнал пожарных или звуки гонга. В любом случае уши являются каналом, клетки мозга — получателями, причем самыми восприимчивыми из всего того, что мы с вами имеем.

Важной областью применения музыкальной терапии является курс реабилитации сердечников после операции шунтирования. Они «лечатся» с помощью музыкальных программ, а точнее говоря — восстанавливаются благодаря работе вегетативной нервной системы. Сравнимо подобное лечение только с лечебной гимнастикой и аналогичными сферами, в которых используется музыка для того, чтобы тренировать определенные функции тела (вот почему мы говорим о функциональной музыке или, несколько реже, о функциональной музыкальной терапии).

Для психотерапевтического лечения намного полезнее данные нейрофизиологии о том, что в соответствии с нашей структурой восприятия слухдействует гораздо сильнее на наше эмоциональное состояние, чем зрение. Информация о том, что один человек может влиять на чувства другого посредством музыки, намного важнее для терапевтической работы, чем данные о скорости протекания реакций в организме.

Одна из причин того, что звук влияет на чувства, заключается в непосредственной взаимосвязи слуховых каналов через таламус (входит в состав межуточного мозга) и гипоталамус с лимбической системой, «центром чувств» нашего мозга. Таламус, гипоталамус и лимбическая система могут рассматриваться нами как общая система, в которой при передаче сигнала в мозг о раздражении звукового рецептора наше тело реагирует рефлекторно, — как бывает, например, тогда, когда мы занесли ногу над бордюром, отделяющим тротуар от проезжей части, и услышали предупреждающий гудок автомобиля, — или же эмоционально, потому что звуки гудка напомнят, к примеру, о том, что отец теми же звуками сообщал о своем возвращении домой (долгожданном или пугающем). И не важно, каковы будут наши эмоции — тоска или страх, они все равно пробудятся в нас благодаря нашему слуху. То же самое происходит при слушании или собственном исполнении музыки.

Наши реакции на музыку возникают благодаря вегетативной нервной системе — части нервной системы, которая контролирует функции внутренних органов, желез, сосудов и неподконтрольна сознанию.

После восприятия звука наша реакция на раздражение облекается в форму определенного, зримо наблюдаемого поведения. Мы можем, например, повести себя следующим образом — тем самым выражая все осознанные и неосознанные чувства.

Таблица 1.1 Возможные реакции на звуки музыки
Коммуникативные/ интерактивные Двигательные Органические Сенситивные
Крики Движения Изменения частоты пульса Возбуждение
Плач Танцы Повышение давления Эмоциональный отклик
Смех, пение, выкрики, гримасы   Сопереживание

Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, получаемая через слуховые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем — и реакции на ощущения в виде эмоций и чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: