Часть I. О слушании музыки — одной из основ музыкальной терапии

О слушании музыки — одной из основ музыкальной терапии

Необходимость и вред музыки

Мужчина, который вытирает на кухне посуду и слушает при этом музыку; школьник, который не в состоянии сосредоточиться на домашнем задании, если поблизости не включено радио; одинокая пожилая дама, включающая магнитофон, едва только переступит порог собственного дома; или молодой парень, катающийся на велосипеде с плейером, — все эти образы давным-давно превратились в клише, потому что действительно существует музыка, которая необходима.

А необходимой она оказывается для очень многих. Это доказывает нам привычка петь в душе (хотя в других ситуациях эти люди вообще не поют). Кроме того, замечено, что некоторые люди не могут пройти мимо старого расстроенного фортепиано, не откинув крышку и не нажав на клавиши. Об этом же говорит и то, что люди, пережившие неприятные моменты, пытаются улучшить свое настроение игрой на разных музыкальных инструментах.

Воздействие звуков музыки на людей принимается во внимание при организации пространства, например при проектированиидома, офиса, магазина, ресторана, зон отдыха. Очень часто она приятна одним, но превращается в стихийное бедствие для других, невольных слушателей. Последних в нашем обществе следовало бы искренне пожалеть — так же как и пассивных курильщиков. Что для одних — райское наслаждение, то для других становится шумовой нагрузкой и зачастую приводит к нервным расстройствам.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Постарайтесь припомнить ситуацию, в которой вы обязательно включите музыку: проигрыватель, магнитофон, радио. Или — в переносном смысле этого слова — «включитесь», то есть сами начнете играть.

Какой была бы эта ситуация?

И что за музыку вы включили бы?

Можете ли вы вообще ответить, почему включаете музыку?

В настоящей книге речь пойдет не только о полезной музыке, но и о музыке вредной. О возможностях терапевтически, а точнее говоря, психотерапевтически

поработать над потребностью в музыке. Это означает использование музыки в качестве сопровождающего жизнь людей фона, людей, попавших в беду, причем иногда и из-за музыки тоже.

Здесь необходимо сказать о различных музыкально-терапевтических процессах лечения человека.

Можно пойти проторенными путями «рецептивной музыкальной терапии», когда в процессе лечения некоторых заболеваний эффект достигается с помощью пассивного слушания, можно использовать метод импровизации или игры на различных музыкальных инструментах, в любом случае выбор метода основан на нашем субъективном взгляде на процесс терапии.

В то время как представители самых различных терапевтических школ все еще чувствуют себя обязанными продолжать академические исследования и дискуссии, музыкальные психотерапевты взялись за изучение практического использования музыкальной терапии, преследуя лишь одну цель — интегрировать первые опыты преподавания этой науки в учебные планы высших школ и университетов. Так, к примеру, Иоганнес Т. Эшен, Гамбург, до 1990 года обладатель первого профессорского кресла по преподаванию музыкальной терапии в Германии, соучредитель единственного государственного музыкально-терапевтического института, написал программу курса музыкальной психотерапии. А Венская высшая музыкальная школа под руководством Харма Виллмса, X П. Рейнеке и Альфреда Шмаль- це проявила инициативу, сама предложив проводить исследования по музыкальной терапии и систематизировать научно обоснованные формы исцеляющего искусства. И практически по всей Центральной Европе подобные начинания уже вышли за рамки закрытых высших учебных заведений.

Однако вернемся к нашей теме. Полезная музыка, таким образом, — это та музыка, которая может или даже должна оказывать расслабляющее, освежающее, стимулирующее или почти усыпляющее воздействие. (Далее мы непременно вернемся к теме одновременно целительного и вредного воздействия музыки.) При восприятии полезной музыки личность понимает или подсознательно ощущает, что в данный момент нуждается в той или иной вполне определенной музыке, что именно эта музыка в данном случае является «музыкой души».

Как уже было сказано, в музыкальной терапии у музыки есть необыкновенное свойство — разворачивать пациента лицом к беде. Эго означает, что в качестве музыкального терапевта я, как правило, работаю с одним или несколькими людьми, заболевшими в результате потрясений, травмировавших психику, причем эти потрясения, рассматриваемые с точки зрения психоанализа, стали результатом событий, происшедших в раннем детстве пациента.

Еще одной задачей музыкальной терапии является профилактическая работа с людьми, которые пока что здоровы или еще не совсем больны.

Конечно, музыкальная терапия «лечит» не в медицинском смысле этого слова, а лишь исцеляющим образом воздействует на пациентов. Равно как и все остальные методы психотерапии, музыкальная терапия зависит от личности самого терапевта. Но в отличие от остальных методов психотерапевтического лечения, базирующихся на психоаналитических данных, в музыкально-терапевтических отношениях музыка выходит за рамки просто «лекарства».

Для того чтобы понять музыкальную терапию как определенный вид психотерапии, нам необходимо обратиться к ряду понятий, объясняющих, чем же занимается данный тип терапии (см. экскурс I). Также необходимо выяснить, почему музыка в психотерапии оказывается столь действенна и для чего она вообще используется и может быть использована. Затем обязательно надо будет обсудить терапевтическую значимость функциональной музыки и психотерапевтическое воздействие музыки в процессе слушания (рецептивная музыкальная терапия, часть II). В конце концов, стоит представить музыку в качестве средства психотерапии в музыкальных импровизациях с пациентами (активная музыкальная терапия), в той самой сфере, что является одновременно центральной темой музыкально-терапевтических исследований и клинической практики, а также попала в поле зрения средств массовой информации и общественности.

Так что же творится с людьми, решившимися на такое музицирование и ранее еще никогда не игравшими на музыкальных инструментах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: