Примером такой музыки можно назвать колыбельную Моцарта «Спи, моя радость, усни».
Колыбельная
Но музыка, которая создавалась не как колыбельная, тоже может воздействовать (на многих, но не на всех) успокаивающе; примером тому служит хор из «Всенощной» Рахманинова «Богородице Дево радуйся».
Богородице Дево радуйся
Оба примера демонстрируют кантиленность, плавную текучесть мелодии и напевность.
Во всех вышеперечисленных музыкальных примерах нужно учитывать, как уже неоднократно говорилось, все особенности. И следующий раздел нашей книги лишь подтверждает данное утверждение.
Очень важным, а иногда, возможно, даже решающим моментом становится знание того, как действует музыка, а также каковым является субъективное отношение слушателя к той или иной музыке. Музыка рождает в душе у слушателя определенные чувства, и подчас они оказываются совершенно неожиданными для окружающих, поскольку основаны на прошлом индивидуальном музыкальном опыте. Хотя в большинстве случаев люди реагируют одинаково, неосознанно откликаясь на вышеперечисленные средства музыкальной выразительности, характерные для того или иного «звукоряда».