Трофотропная музыка тоже является акустическим раздражителем, правда, ее воздействие противоположно воздействию эрготропной музыки: она стимулирует блуждающий нерв (вагус) и парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Импульсы, проходящие по волокнам парасимпатической нервной системы, вызывают замедление и ослабление функций организма, а значит, создается ощущение покоя и расслабления. Рассуждая о трофотропной музыке, мы подразумеваем возбуждение парасимпатической нервной системы, а эрготропная музыка (рассматривайте эти слова как небольшое напоминание) возбуждают симпатическую нервную систему.
В данном месте нашей книги, вероятно, стоило бы рассказать о том, что определенные лекарства проходят тем же «внутренним путем». Я имею в виду известные и получившие дурную славу психотропные средства. Они проходят теми же путями, что и музыкальные раздражители, что объясняет, почему музыка часто воспринимается и описывается нами как наркотик.
Музыка всегда и везде! А все потому, что она не может навредить?
С музыкой (и с музыкальной терапией в том числе) многие дилетанты, да и ряд профессионалов тоже, обходятся весьма вольно, потому что наивно полагают: каждому человеку необходима музыка, а следовательно, ее нужно внедрять повсюду; ведь она может приносить людям одну только пользу...
Поскольку подобное мнение можно назвать весьма распространенным — в основном из-за непонимания или недостаточно серьезного отношения к этой сфере, — воздействие музыки на самом деле оказывается до конца недооценено (если о нем вообще догадываются). Поэтому-то я уделяю этому так много внимания, ведь в противном случае мы не сможем ни понять возможностей музыки, ни использовать их в, психотерапевтических целях. Музыка (просто музыка) не может исцелять, но она может оказаться мощным средством терапии. И она может навредить — довести до болезней, безумия и даже гибели.
Таблица 3.1
Особенности эрготропной и трофотропной музыки с точки зрения психофизиологии
| Эрготропная (стимулирующая, активизирующая музыка) | Трофотропная (успокаивающая, расслабляющая музыка) | |
| Средства музыкальной выразительности | пунктирный ритм; | отсутствие сильных акцентов; |
| мажорный лад; | минорный лад; | |
| диссонансы; | консонансы; | |
| подчеркнутая, ударная пульсация; | невысокая громкость; | |
| наличие резких взлетов и резких | штрих легато; | |
| падений мелодии; | плавное течение мелодии; | |
| штрих стаккато; | отсутствие острых ладовых тяготений | |
| активность; | (например, пентатонические лады | |
| острые ладовые тяготения. | в фольклоре). | |
| Реакции | повышение сердечно-сосудистого | снижение сердечно-сосудистого |
| давления; | давления; | |
| учащение дыхания и пульса; | замедление дыхания | |
| и частоты пульса; | ||
| спазмы мускулатуры; | расслабление мышечных | |
| зажимов; | ||
| расширение зрачков; | сужение зрачков; | |
| раздражение кожи; | уменьшение раздражения | |
| кожи; | ||
| возбуждение, сходное | чувство спокойствия, | |
| с состоянием опьянения, опасное для | умиротворенности, | |
| здоровья и даже жизни. | удовольствия вплоть | |
| до медитативного состояния. | ||
| В данном случае мы говорим | В данном случае мы говорим | |
| о эрготропном доминировании, | о трофотропном доминирова | |
| что означает повышенную | нии, то есть преобладании | |
| возбудимость симпатической нервной | возбуждения парасимпати | |
| системы, части вегетативной нервной | ческой нервной системы. | |
| системы. | Ч |






