Убаюканный

В данном разделе мы рассмотрим не музыку, а звучащую речь. Убаюканных словами можно встретить в школах, высших учебных заведениях, на заседаниях и конференциях, то есть везде, где не иссякает словесный поток. Человеческий голос обладает теми же, и даже большими, возможностями, что и музыка. Звучание голоса также может быть эрготропным и трофотропным. Однако голос человека

обладает куда большей гибкостью, теплотой, проникновенностью, чем любой самый совершенный музыкальный инструмент. Эти сведения получены не только эмпирическим путем, но и с помощью линейно-спектрального анализа.

В последней части настоящей книги мы специально поговорим об использовании в терапевтических целях возможностей голоса, рассмотрев и тему пения, и тему вокальных игр в групповых импровизациях пациентов.

Но поначалу все-таки надо сказать, что существуют как эрготропно, так и тро- фотропно действующие голоса. Так, мы начинаем буквально бороться со сном после нескольких минут проповеди. Характеризуя понравившееся нам выступление оратора, мы можем воскликнуть: «Сильно сказано!» Причем определение «сильно» распространяется в равной степени и на содержание и стиль речи, и на ее звучание, то есть громкость, модуляции, мелодию и ритм голоса, нашего музыкального инструмента.

Представители классическихораторскихпрофессий — проповедники, преподаватели или политики — не всегда учитывают тот факт, что голос может создавать эргот- ропный или трофотропный эффект. Но такая редко изучаемая сегодня наука, как риторика, ораторское искусство, продолжает античные традиции и нацелена на совершенствование техники речи, актуальное для многих профессий. Иногда звучание слова становится более значимым, привлекающим внимание, чем содержание высказывания. В этом случае речь является живой, живой благодаря музыке голоса. Подобная ситуация может быть описана следующими словами: «Абсолютно не важно, что он говорит, все равно слушать его доставляет вам эстетическое удовольствие».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Вспомните ваших учителей... Какими были голоса одного или другого? Кого

вы слушали с большим, а кого с меньшим удовольствием?

Какими вам кажутся голоса тех, с кем беседуете сегодня (коллеги, семья)?

Дополнительное упражнение.

Как вы воспринимаете ваш собственный голос?

Запишите себя на магнитофон и послушайте ваш голос.

Попытайтесь таким образом «исследовать» ваш голос: усыпляет ли он вас, или

же у вас возникнет чувство, что в нем сл ишк ом много металла...

Всем знакома следующая поразительная ситуация: во время произнесения речи, содержание которой было крайне интересно и сформулировано оратором на удивление четко и ясно, слушателям приходилось, к сожалению, бороться со сном, потому что сам оратор вел монотонный, бесконечный монолог. А слово «монотонность» означает в первую очередь однозвучие. Подобная речь состоит из точно подобранных, но произнесенных буквально на одномдыхании и одной высоте слов. В богослужении такой прием часто используется и называется декламацией. Правда есть такие проповедники, которые в состоянии даже эту монотонность искусно изукрасить.

Если человек обладает хорошим голосом, это еще не означает, что он обязательно акцентирует в речи важнейшее, подчеркивает все переходы и меняет темп речи. У каждого голоса есть свои вокальные особенности, которые образуют мелодию и динамику, звук и ритм (короче говоря: звучание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: