Осмотр невролога на первом году жизни

Осмотр неврологом детей первого года жизни обычно проводится в возрасте одного, трех, шести, девяти и двенадцати месяцев. Если новорожденный здоров и выписан из роддома без особых рекомендаций, то на прием к неврологу следует прийти в возрасте 3-х месяцев. Однако детям с врожденной и перинатальной патологией ЦНС и детям из группы риска необходимо показаться врачу в возрасте 1 месяца.

Исследование нервной системы ребенка имеет свои особенности. Каждому возрастному периоду свойственны различные нормативы неврологического статуса. Начинают исследование со сбора анамнеза (с греческого языка – воспоминание). Анамнез состоит из двух частей – анамнеза жизни и анамнеза болезни. В анамнезе жизни излагается история развития ребенка с момента рождения до времени исследования. При этом выясняют, как протекали беременность и роды, какие заболевания ребенок перенес в раннем детском возрасте (инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы и др.) и как эти заболевания отражались на его нервно-психическом развитии. Тяжелые, длительные роды, различные оперативные акушерские вмешательства во время родов могут явиться причиной поражения нервной системы новорожденного. В анамнез жизни включают описание санитарно-гигиенических и социально-бытовых условий, в которых находится ребенок, отражается состояние здоровья матери, описываются те вредности, которые могли оказывать на нее влияние во время беременности. На основании сведений о здоровье ближайших и отдаленных родственников, наличии тех или иных заболеваний или аномалий в семье по линии отца и матери составляют родословную, которая помогает выяснить характер заболевания, дает представление о типе наследования болезни, облегчает постановку диагноза. Анамнез болезни посвящен изложению истории развития настоящего заболевания от появления его первых признаков до момента обследования.

Какие вопросы вам могут задать при сборе анамнеза.

1.Какие острые или хронические заболевания, вредные привычки отмечались у матери ребенка до беременности (заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочеполовой и нервной системы, болезни желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, травмы, курение, наркомании и др.)?

2. Какие острые заболевания и обострения каких хронических болезней отмечались у матери ребенка во время беременности (ОРВИ, грипп, приступы бронхиальной астмы, эпилептические приступы, травмы и др.)? Какие медикаменты получала будущая мать?

3.Какими заболеваниями и вредными привычками страдает отец ребенка?

4.Имеются ли профессиональные вредности у родителей малыша (работа с вредными химическими веществами, источниками радиоактивного облучения и др.)?

5.Имеются ли в семье обследуемого ребенка наследственные болезни, какими заболеваниями страдают ближние и дальние родственники ребенка? Отмечались ли в семье случаи младенческой смертности, мертворожденные, врожденные пороки развития?

6.Как протекали предыдущие беременности (бесплодие, невынашивание беременности, аборты, роды)? Какие заболевания отмечаются у рожденных ранее детей?

7.Как протекала настоящая беременность (токсикоз, изменения гормонального статуса, угроза прерывания беременности, анемия, повышение артериального давления, избыточная прибавка в весе и др.) и какие медикаменты применялись для коррекции этих нарушений?

8.Проводилось ли обследование родителей ребенка на внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, герпетическая инфекция, краснуха, хламидиоз, микоплазмоз и др.)? Было ли проведено лечение?

9.Как протекали роды (срок беременности к моменту родов, длительность родов и безводного промежутка, физиологическое или патологическое течение родов, применение медикаментозной стимуляции и акушерских пособий, кесарево сечение и др.)?

10.Показатели состояния здоровья новорожденного (вес, рост, окружность головы и груди, оценка по шкале Апгар)? Когда ребенок приложен к груди, активность сосания? Отмечались ли у ребенка какие-либо нарушения адаптации в первые сутки жизни и какое лечение применялось? Проведена ли вакцинация против гепатита и БЦЖ? Срок выписки из роддома? (Обычно эти показатели отражены в обменной карте новорожденного).

12.Как протекал первый месяц жизни новорожденного (характер вскармливания, прибавка в весе, соблюдение режима сна-бодрствования, длительность коньюгационной желтухи, особенности поведения – вялость или возбудимость и т.д.)?

13.Как и когда появились первые признаки нарушения самочувствия, заболевания ребенка?

14.Когда и в каком порядке появились последующие признаки болезни?

15.Какие обследования и методы лечения применялись?

16.Какие отклонения в состоянии здоровья ребенка выявлены при осмотре другими специалистами – педиатром, ортопедом, окулистом, кардиологом (плохая прибавка в весе, дисплазия тазобедренных суставов, ретинопатия, врожденный порок сердца, недостаточность кровообращения и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: