Осмотр неврологом детей первого года жизни обычно проводится в возрасте одного, трех, шести, девяти и двенадцати месяцев. Если новорожденный здоров и выписан из роддома без особых рекомендаций, то на прием к неврологу следует прийти в возрасте 3-х месяцев. Однако детям с врожденной и перинатальной патологией ЦНС и детям из группы риска необходимо показаться врачу в возрасте 1 месяца.
Исследование нервной системы ребенка имеет свои особенности. Каждому возрастному периоду свойственны различные нормативы неврологического статуса. Начинают исследование со сбора анамнеза (с греческого языка – воспоминание). Анамнез состоит из двух частей – анамнеза жизни и анамнеза болезни. В анамнезе жизни излагается история развития ребенка с момента рождения до времени исследования. При этом выясняют, как протекали беременность и роды, какие заболевания ребенок перенес в раннем детском возрасте (инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы и др.) и как эти заболевания отражались на его нервно-психическом развитии. Тяжелые, длительные роды, различные оперативные акушерские вмешательства во время родов могут явиться причиной поражения нервной системы новорожденного. В анамнез жизни включают описание санитарно-гигиенических и социально-бытовых условий, в которых находится ребенок, отражается состояние здоровья матери, описываются те вредности, которые могли оказывать на нее влияние во время беременности. На основании сведений о здоровье ближайших и отдаленных родственников, наличии тех или иных заболеваний или аномалий в семье по линии отца и матери составляют родословную, которая помогает выяснить характер заболевания, дает представление о типе наследования болезни, облегчает постановку диагноза. Анамнез болезни посвящен изложению истории развития настоящего заболевания от появления его первых признаков до момента обследования.
|
|
Какие вопросы вам могут задать при сборе анамнеза.
1.Какие острые или хронические заболевания, вредные привычки отмечались у матери ребенка до беременности (заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочеполовой и нервной системы, болезни желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, травмы, курение, наркомании и др.)?
2. Какие острые заболевания и обострения каких хронических болезней отмечались у матери ребенка во время беременности (ОРВИ, грипп, приступы бронхиальной астмы, эпилептические приступы, травмы и др.)? Какие медикаменты получала будущая мать?
3.Какими заболеваниями и вредными привычками страдает отец ребенка?
4.Имеются ли профессиональные вредности у родителей малыша (работа с вредными химическими веществами, источниками радиоактивного облучения и др.)?
|
|
5.Имеются ли в семье обследуемого ребенка наследственные болезни, какими заболеваниями страдают ближние и дальние родственники ребенка? Отмечались ли в семье случаи младенческой смертности, мертворожденные, врожденные пороки развития?
6.Как протекали предыдущие беременности (бесплодие, невынашивание беременности, аборты, роды)? Какие заболевания отмечаются у рожденных ранее детей?
7.Как протекала настоящая беременность (токсикоз, изменения гормонального статуса, угроза прерывания беременности, анемия, повышение артериального давления, избыточная прибавка в весе и др.) и какие медикаменты применялись для коррекции этих нарушений?
8.Проводилось ли обследование родителей ребенка на внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, герпетическая инфекция, краснуха, хламидиоз, микоплазмоз и др.)? Было ли проведено лечение?
9.Как протекали роды (срок беременности к моменту родов, длительность родов и безводного промежутка, физиологическое или патологическое течение родов, применение медикаментозной стимуляции и акушерских пособий, кесарево сечение и др.)?
10.Показатели состояния здоровья новорожденного (вес, рост, окружность головы и груди, оценка по шкале Апгар)? Когда ребенок приложен к груди, активность сосания? Отмечались ли у ребенка какие-либо нарушения адаптации в первые сутки жизни и какое лечение применялось? Проведена ли вакцинация против гепатита и БЦЖ? Срок выписки из роддома? (Обычно эти показатели отражены в обменной карте новорожденного).
12.Как протекал первый месяц жизни новорожденного (характер вскармливания, прибавка в весе, соблюдение режима сна-бодрствования, длительность коньюгационной желтухи, особенности поведения – вялость или возбудимость и т.д.)?
13.Как и когда появились первые признаки нарушения самочувствия, заболевания ребенка?
14.Когда и в каком порядке появились последующие признаки болезни?
15.Какие обследования и методы лечения применялись?
16.Какие отклонения в состоянии здоровья ребенка выявлены при осмотре другими специалистами – педиатром, ортопедом, окулистом, кардиологом (плохая прибавка в весе, дисплазия тазобедренных суставов, ретинопатия, врожденный порок сердца, недостаточность кровообращения и др.)