Осмотр неврологом ребенка раннего возраста

Дети с нормальным психомоторным развитием осматриваются неврологом в возрасте полутора, двух и трех лет. Дети с проблемами в развитии посещают врача невролога по индивидуальному графику.

Ребенок второго года жизни становится более подвижным, походка приобретает устойчивый характер, развивается равновесие. К концу второго года жизни ходит самостоятельно вниз и вверх по лестнице, точно захватывает и бросает предметы, хорошо ест ложкой, строит башню из кубиков. Узнает имена и названия предметов, хорошо понимает обращенную речь, активно играет с игрушками. Начинает проявлять интерес к детям, развивается игра по подражанию.

Дети раннего возраста уже достаточно общительны, с интересом подражают действиям взрослых и откликаются на их просьбы и инструкции. Поэтому при неврологическом осмотре малышей старше полутора лет доктор просит их закрыть глазки, посмотреть на предмет вблизи и вдалеке, высунуть язычок, показать зубки, наморщить носик и др. Это нужно для того, чтобы оценить функции черепных нервов. Для определения мышечной силы и двигательной активности невролог использует специальные приемы - просит малыша крепко сжать кулачки, пожать пальцы врачу, удержать руки на весу, встать на цыпочки, побегать. У детей более старшего возраста для оценки мышечной силы могут быть использованы динамометры. Врач также оценивает мышечный тонус и проверяет сухожильные и брюшные рефлексы, рефлексы со слизистых оболочек. Исследование чувствительности у детей представляет большие трудности, так как маленький ребенок не способен четко определить характер раздражения и правильно определить и описать свои ощущения. Поэтому чувствительность у детей 1.5 – 3 лет оценивается при прикосновениях и поглаживаниях, незначительных покалываниях; у родителей уточняется реакция ребенка на болевые раздражители (при падениях, микротравмах), на воздействия различных температур (при купании, приеме пищи). Детям 3-х лет для оценки равновесия и координации движений предлагают определенные пробы (Ромберга, пальце-носовая, коленно-пяточная). Для исследования равновесия в позе Ромберга ребенка ставят так, чтобы носки и пятки обеих ног были сдвинуты вместе. Ребенок стоит в этой позе с открытыми, а затем с закрытыми глазами с вытянутыми вперед руками и раздвинутыми пальцами.

Родителям на заметку    

Если ребенок малоподвижен, быстро утомляется при ходьбе и адекватной физической нагрузке, часто падает, испытывает значительные трудности при манипуляции простыми предметами, не выполняет инструкций взрослых, невнимателен, то это должно насторожить родителей и послужить поводом для обращения к врачу. Также нельзя оставлять без внимания «жалобы» малыша на головную боль, боль в мышцах и суставах. Обычно ребенок хватается за голову или конечности, капризничает, просится на руки, отказывается от активных игр. Может отмечаться «необоснованная» рвота, эпизоды потери сознания

На третьем году жизни совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии, совершенствуется манипулирование кистью и пальцами, ребенок самостоятельно ест, используя ложку и вилку. Развивается представление о схеме тела. Ребенок активно общается с окружающими при помощи речи, оперирует развернутыми фразами. Дифференцирует предметы по форме, цвету, величине, массе. К трем годам малыш начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов, вступает в контакт с окружающими детьми.

Родителям на заметку    

В этом возрасте велик риск травм и развития невротических нарушений. В случае получения черепно-мозговой травмы, возникновения заикания, навязчивых движений и нарушений сна, при повышенной утомляемости и эмоциональной неустойчивости ребенок должен быть обязательно осмотрен неврологом и должен получить лечение. При необходимости для уточнения диагноза невролог использует дополнительные методы исследования нервной ткани.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: