Дети с нормальным психомоторным развитием осматриваются неврологом в возрасте полутора, двух и трех лет. Дети с проблемами в развитии посещают врача невролога по индивидуальному графику.
Ребенок второго года жизни становится более подвижным, походка приобретает устойчивый характер, развивается равновесие. К концу второго года жизни ходит самостоятельно вниз и вверх по лестнице, точно захватывает и бросает предметы, хорошо ест ложкой, строит башню из кубиков. Узнает имена и названия предметов, хорошо понимает обращенную речь, активно играет с игрушками. Начинает проявлять интерес к детям, развивается игра по подражанию.
Дети раннего возраста уже достаточно общительны, с интересом подражают действиям взрослых и откликаются на их просьбы и инструкции. Поэтому при неврологическом осмотре малышей старше полутора лет доктор просит их закрыть глазки, посмотреть на предмет вблизи и вдалеке, высунуть язычок, показать зубки, наморщить носик и др. Это нужно для того, чтобы оценить функции черепных нервов. Для определения мышечной силы и двигательной активности невролог использует специальные приемы - просит малыша крепко сжать кулачки, пожать пальцы врачу, удержать руки на весу, встать на цыпочки, побегать. У детей более старшего возраста для оценки мышечной силы могут быть использованы динамометры. Врач также оценивает мышечный тонус и проверяет сухожильные и брюшные рефлексы, рефлексы со слизистых оболочек. Исследование чувствительности у детей представляет большие трудности, так как маленький ребенок не способен четко определить характер раздражения и правильно определить и описать свои ощущения. Поэтому чувствительность у детей 1.5 – 3 лет оценивается при прикосновениях и поглаживаниях, незначительных покалываниях; у родителей уточняется реакция ребенка на болевые раздражители (при падениях, микротравмах), на воздействия различных температур (при купании, приеме пищи). Детям 3-х лет для оценки равновесия и координации движений предлагают определенные пробы (Ромберга, пальце-носовая, коленно-пяточная). Для исследования равновесия в позе Ромберга ребенка ставят так, чтобы носки и пятки обеих ног были сдвинуты вместе. Ребенок стоит в этой позе с открытыми, а затем с закрытыми глазами с вытянутыми вперед руками и раздвинутыми пальцами.
|
|
Родителям на заметку |
Если ребенок малоподвижен, быстро утомляется при ходьбе и адекватной физической нагрузке, часто падает, испытывает значительные трудности при манипуляции простыми предметами, не выполняет инструкций взрослых, невнимателен, то это должно насторожить родителей и послужить поводом для обращения к врачу. Также нельзя оставлять без внимания «жалобы» малыша на головную боль, боль в мышцах и суставах. Обычно ребенок хватается за голову или конечности, капризничает, просится на руки, отказывается от активных игр. Может отмечаться «необоснованная» рвота, эпизоды потери сознания
|
|
На третьем году жизни совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии, совершенствуется манипулирование кистью и пальцами, ребенок самостоятельно ест, используя ложку и вилку. Развивается представление о схеме тела. Ребенок активно общается с окружающими при помощи речи, оперирует развернутыми фразами. Дифференцирует предметы по форме, цвету, величине, массе. К трем годам малыш начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов, вступает в контакт с окружающими детьми.
Родителям на заметку |
В этом возрасте велик риск травм и развития невротических нарушений. В случае получения черепно-мозговой травмы, возникновения заикания, навязчивых движений и нарушений сна, при повышенной утомляемости и эмоциональной неустойчивости ребенок должен быть обязательно осмотрен неврологом и должен получить лечение. При необходимости для уточнения диагноза невролог использует дополнительные методы исследования нервной ткани.