double arrow

VI. Развитие ребенка от года до трех лет



Развитие общих движений

Умение детей двигаться формируется в зависимости от условий, в которых растет малыш, поэтому одни дети не умеют ползать, а сразу учатся ходить, а другие умеют сидеть и совсем не ползают.

Годовалый ребенок, чаще всего, умеет уже ходить и стоять без опоры, затем появляются новые движения – умение приседать и сидеть на корточках.

На протяжении второго года жизни происходит дальнейшее развитие координации движений туловища, рук, пальцев. Правильные движения ребенка – показатель нормального и своевременного его развития.

Годовалый ребенок еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть, причем полноценные самостоятельные шаги у ребенка появляются после развития координации в движениях рук. К полтора годам он уже может ходить длительно, не присаживаясь, меняет положение: приседает, наклоняется, поворачивается.

Потом учится перешагивать через препятствия приставным шагом и ходить по ограниченной поверхности, приподнятой над полом. И только ближе к двум годам может перешагивать через препятствия чередующимся шагом. Понаблюдайте за малышом второго и третьего года жизни, посмотрите, может ли он свободно бегать, может ли ударить по мячу ногой без вашей поддержки за руки, может ли перепрыгнуть препятствие, хорошо ли он ходит по лестнице.




Родителям на заметку    

О неблагополучии в развитии движений можно говорить тогда, когда малыш сильно запаздывает с их освоением на втором или третьем году жизни.

На скрытые проблемы в развитии движений могут указывать нарушения координации движений у ребенка второго и третьего года жизни.

Если малышу уже два или три года, а у него большие трудности с удержанием головы, освоением ползания, сидения, вставания на четвереньки и ходьбой, то такое большое отставание в развитии говорит о серьезных нарушениях.

Однако у детей в этот возрастной период могут быть проблемы, связанные с нарушением координации движений. И тогда малыш будет испытывать значительные трудности при смене положения в пространстве, он не сможет освоить перешагивание, для него будет большой проблемой игра в мяч, и он не сможет научиться прыгать или этот процесс будет для него сложен.

Психическое развитие детей в возрасте от года до трех лет

Малышу исполнился год. И это знаменательная дата - начало нового периода в жизни ребенка – раннего возраста, который длится до трех лет. К году в психике ребенка закладывается фундамент всех его последующих приобретений: малыш уже умеет общаться с окружающими взрослыми, у него формируются первые привязанности, с помощью близких он открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними, переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится более самостоятельным.



Ранний возраст – это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития, в младенчестве.

Если внимательно наблюдать за игрой детей раннего возраста, можно заметить, что игры маленьких детей начинаются с тех предметов, которые их окружают и попадают в их поле зрения. Вот машина, малыш ее покатает или погрузит в нее кубики, и будет возить их по всему пространству дома. Ребенок видит реальный предмет или игрушку и начинает действовать с ними так, как этот предмет требует или как показала мама. Малыш видит своего любимого мишку, сажает его вместе с собой за стол, пытаясь накормить игрушку настоящей кашей или овощным пюре. А потом укладывает его спать на свою подушку. И, наконец, украдкой от мамы, с наслаждением моет ему голову под краном, в изобилии поливая игрушку настоящим шампунем. Малыш буквально прикован к окружающим его предметам, а возможность реально действовать вдохновляет его на новые и новые свершения.

Между тем в таких реалистичных играх нет, нет, да и появляются элементы фантазии, игры «понарошку», «как будто». Такая игра с элементами воображаемой ситуации была названа символической игрой. Символическая игра для малышей второго года жизни не является основной. Главной, ведущей эта игра станет к дошкольному возрасту, а на втором и третьем году жизни ребенка мы можем наблюдать только некоторые ее элементы. Следующий шаг в развитии символической игры малыш совершит тогда, когда начнет, подражая маме, кормить мишку из игрушечной ложки, зачерпывая воображаемую кашу или суп из игрушечной тарелки, а потом будет укладывать куклу в коробку – кровать. Теперь ребенок действует в игре и на основе своего личного реального опыта и элементов воображаемой ситуации. При этом фокус его фантазийных игр смещается с него самого на окружающие его предметы и игрушки.

В конце второго года жизни ребенка, когда у него в игре появляется предмет-заместитель, можно говорить о переходе ребенка от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой. Рассмотрим следующую ситуацию: малыш не может найти игрушечную ложку, а куклы уже давно сидят за столом, и тогда первая попавшаяся палочка вдруг становится ложкой. А потом эта палочка будет расческой, а может быть косточкой для собачки или сосиской для кошки. Во всех этих случаях ребенок уже действует не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных воображаемых представлений. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Точно также к концу третьего года жизни в его игре появятся воображаемые ситуации и те роли, которые он на себя в игре будет брать.

Кроме игры важным фактором развития ребенка второго – третьего года жизни является его сенсорное развитие. В ходе своей практической деятельности малыш учится сравнивать и сопоставлять предметы. С начала он осваивает умение ориентироваться в двух величинах предметов, учится различать большие и маленькие игрушки и предметы, потом осваивает умение различать объемные геометрические фигуры, а затем знакомится с цветом. Учится подбирать предметы одинаковые по цвету и только потом называть основные их цвета. В ходе практической предметной деятельности и знакомства с формой предметов, у малыша развивается умение конструировать, создавать простые постройки из кубиков и обыгрывать их с помощью игрушек. Если вы уделяете достаточное время развитию ребенка, то к третьему году жизни малыш, взяв в руки карандаш или фломастер, начнет осваивать пространство белого листа, оставляя на нем свои каракули.

Рассмотрим некоторые общие условия, способствующие процессу развития ребенка.

Первое условие связано, с одной стороны, с обогащением опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире, а, с другой, - с возможностью осознания и переработки этих впечатлений.

Чем активнее взрослые организуют наблюдения за явлениями природы; жизнью птиц, животных; занимательными ситуациями, связанными с домашними питомцами, чем насыщеннее впечатлениями будет прогулка и небольшая экскурсия малыша к озеру, на реку, в зоомагазин и зоосад, чем интереснее будет поездка на машине, трамвае, поезде, речном пароходе, тем разнообразнее будут его эмоциональные переживания и впечатления, и тем шире возможности для возникновения познавательной и творческой активности. С другой стороны, впечатления, которые переживает ребенок, прочно закрепляются в его эмоциональной памяти и становятся важной основой понимания смысла происходящего, если взрослый помогает малышу организовать эти впечатления в определенную систему. Одним из способов переработки впечатлений, принятых в обществе, является короткий рассказ взрослого о событиях недавнего прошлого, где главным героем был малыш, или совместное рассматривание фотографии с этим событием в семейном альбоме. Другим способом, может стать рисунок, аппликация. Второе условие связано с расширением и углублением познавательной активности и познавательных интересов внутри предметной деятельности и игры, что, в свою очередь, поможет ребенку ярче проявить свою индивидуальность в различных видах деятельности. Необходимо в условиях дома организовывать целенаправленные игры с использованием разнообразных предметов, игрушек, знакомить ребенка со способами действий и игры. Формировать первые представления о величине, форме, цвете, фактуре, температуре, звуках, запахах и вкусовых ощущениях. Обогащать игры малыша элементами экспериментирования.

Не маловажной становится мамина «работа» по расширению сюжетов детской игры. Важно каждый раз, играя с ребенком, привносить элементы нового в сюжет знакомой игры с укладыванием игрушек на сон, кормлением кукол, их поездкой на машине, автобусе или пароходе, организацией чаепития, купания и многих других сюжетов. Ведь часто так бывает, что малыш усваивает один из игровых способов или сюжетов и дальше в самостоятельной игре применяет только его. Задача взрослого вовремя предложить малышу для игры новый персонаж, новый предмет или атрибут, чуть изменить и расширить сюжет за счет новых игровых действий или новых сюжетных событий.

Другой линией, обогащающей игру ребенка, становятся ситуации с вариантами разнообразных способов использования одних и тех же предметов. Взрослый может показать ребенку, что одна и та же подарочная коробка в одной игре станет кроватью для куклы-малышки, в другой - послужит столом или стулом для зайчика, в третьей – табуретом или ночным горшком для мишки, в четвертой- гаражом для машин или домиком-норкой для мышек. Кольца от пирамидки пригодятся в качестве печенья, баранок или кусочков сыра для организации угощения кукол, а кубик может быть и стулом и столом, и машиной, и котлетой для игрушечной собачки. Такие волшебные превращения простой коробки, кубика, колец от пирамидки, камешков, палочек и многих других предметов, несущих в себе элемент неопределенности, разнообразят игру малыша, сделают ее живой и свободной. Вместе с такой игрой богатятся представления ребенка, произойдет «запуск» фантазии и воображения – главных составляющих любой детской деятельности.

Третье условие связано с развитием речи малыша. Своевременное развитие понимания и активной речи малыша создаст благоприятную основу для развития и совершенствования психической деятельности ребенка в дальнейшем.

Родителям на заметку    

· О неблагополучии в развитии психической деятельности ребенка может говорить отсутствие интереса малыша к игрушкам или избирательность интереса, когда малыш играет только с одной конкретной машинкой, куклой, зайцем.

· Запаздывание малыша в освоении основных этапов игры, сенсорной деятельности, конструировании и рисовании, а также задержка в развитии речи должна вас насторожить. Запаздывание более чем на два возрастных срока, по сравнению с нормативными показателями развития, говорит о задержке психического развития у ребенка.

· Помните, что наиболее важными и информативными показателями второго и третьего года жизни ребенка являются развитие игры и речи.

· В игровой деятельности малыша обратите внимание на то, как ребенок действует с предметами. Вас должны насторожить нелепые, странные действия малыша с предметами, те действия, которые в самой игрушке не заложены.

· Обратите внимание на характер действий малыша с игрушками. Если ребенок со всеми или многими игрушками действует одинаково: берет, перекладывает из руки в руку, тянет в рот, сосет, грызет, бросает, вновь находит, ощупывает, трясет, стучит о любую поверхность и другое – это один из тревожных признаков. Если у малыша третьего года жизни в игре присутствуют только предметные действия: малыш любит все открывать-закрывать, снимать-надевать, перебирать предметы, перекладывать, доставать – убирать и многое другое, однако совсем нет сюжетных действий с игрушками: не качает, не кормит, не поит, не возит, не причесывает, не строит и т.д. – то подобное поведение то же вас должно насторожить.

· О тревожных признаках задержки речевого развития более подробную информацию вы найдете в главе «Хорошо ли говорит ваш ребенок?»



Сейчас читают про: