double arrow

Как врач осматривает ребенка

После выяснения анамнестических данных невролог переходит к исследованию функционального состояния нервной системы. Врач обращает внимание на симметричность глазных щелей, лицевой мускулатуры ребенка в покое, при плаче и улыбке, на подвижность глазных яблок при взгляде в разные стороны, при слежении за игрушкой, наличие нистагма. Об остроте зрения у грудных детей судят по их реакции на свет, по способности фиксировать взгляд и следить за яркими игрушками и предметами. При осмотре определяется положение глазного яблока в орбите, форма и размеры зрачка, его реакция на свет. Для человека острота обоняния не имеет такого существенного значения, как для животных, однако даже маленький ребенок четко улавливает запах мамы и грудного молока и отрицательно реагирует на неприятные, резкие запахи – отворачивается, морщится, плачет. У родителей малыша врач получает информацию о формировании вкусовых реакций при кормлении, даче питья, приеме лекарств. В возрасте 3-х месяцев ребенок обычно хорошо различает сладкое, горькое, нейтральное. У новорожденных и детей первых месяцев жизни невролог определяет сохранность слуха по реакции ребенка на резкий звуковой раздражитель, а у детей более старшего возраста – по реакции на звучащую погремушку, голос взрослого. При плаче, гулении ребенка врач прислушивается к звучанию голоса, определяет - нет ли осиплости, гнусавого оттенка; при помощи шпателя исследует глоточный и небный рефлекс, уточняет – не затруднено ли глотание, не затекает ли пища в полость носа.

При оценке двигательных функций врач устанавливает объем и силу движений, наличие похудания мышц или их чрезмерного развития, излишних движений или ограничения двигательной активности, оценивается мышечный тонус (степень непроизвольного напряжения мышц). Мышечный тонус может быть нормальным, повышенным (гипертония) или пониженным (гипотония или атония). Врач оценивает у лежащего на пеленальном столе ребенка мышечный тонус при разгибании, сгибании, разведении ног и рук в суставах; силу мышц - по способности ребенка удерживать голову лежа на животе и в вертикальном положении, захватывать и удерживать игрушки; чувствительность - при поглаживании, прикосновении; рефлексы со слизистых оболочек, сухожилий мышц, кожи.

Исследование рефлексов проводится прикосновением ватки к слизистой оболочке глаза, шпателя – к задней стенке зева, небу, штриховым раздражением кожи, ударом молоточком по сухожилиям мышц. Нормальное состояние рефлексов описывается, как норморефлексия, повышенное – гиперрефлексия, пониженное – гипорефлексия, асимметрия рефлексов – анизорефлексия (когда они выше с одной стороны, а с другой ниже) Также оценивают точность и целенаправленность движений, способность ребенка поддерживать позу, равновесие тела в покое и движении.

При неврологических заболеваниях может повышаться или снижаться чувствительность к температурным, болевым, вибрационным раздражителям и др. Оценивая окраску и температуру кожи, потоотделение, слюноотделение, регуляцию мочеиспускания и дефекации, измеряя артериальное давление, оценивают деятельность вегетативной нервной системы.

Наблюдая за мимикой, игрой ребенка, поведением в новой обстановке, врач получает информацию о психическом состоянии ребенка.

Врач регулярно на каждом из приемов проводит измерение окружности головы, грудной клетки ребенка, пальпирует роднички и швы черепа. Это позволяет своевременно выявить отклонения от нормальной динамики роста черепной коробки и головного мозга ребенка, которые могут возникнуть при различных заболеваниях ЦНС.

Также соотносится двигательная активность и навыки малыша с нормативами моторного развития данной возрастной группы, способность поворачиваться со спины на живот (4-5 мес.), присаживаться (6-7 мес.) и самостоятельно сидеть (7-8 мес.), вставать и ползать на четвереньках (8-9 мес.), стоять у опоры (9-10 мес.), самостоятельно ходить (11-14 мес.). Оценивается слуховое и зрительное сосредоточение, узнавание и контакт с близкими людьми, речевые навыки (гуление, вокализация, лепет), познавательный интерес к игрушкам и окружающим предметам.

В случае задержки формирования движений и психоречевых функций невролог назначает обследование для уточнения причины этих нарушений, рекомендует провести курсы лечебного массажа и физкультуры, физиотерапевтические процедуры. Также проводится медикаментозное лечение (витамины, сосудистые, ноотропные средства, дегидратация).

Родителям на заметку    

Многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены в короткие сроки при условии квалифицированной помощи, и не только врачей, а педагогов, логопедов и психологов. Не откладывайте решение проблем на долгое время! Начинайте помогать своему малышу незамедлительно, определив вместе с психологами и педагогами индивидуальную программу коррекции и развития ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: