Отчего зависит успешное развитие речи?

В детском возрасте успешное речевое развитие зависит от сложного сочетания и взаимодействия комплекса биологических и социальных факторов. Под биологическими факторами, которые могут серьезно повлиять на развитие детской речи, понимаются такие факторы риска, как неблагополучное течение беременности и родов, тяжелые инфекционно-вирусные заболевания и нейроинфекции, перенесенные ребенком на первом году жизни и многие другие причины.

Родителям следует знать: перечень факторов риска для нарушений речи достаточно обширен и во многом сходен с причинами, вызывающими нарушения слуха и неврологическую патологию у детей раннего возраста. Примерно до 6 месяцев у здоровых детей все голосовые реакции (крик, гуление, начало лепета) являются рефлекторными, поэтому они сходны и у слышащих, и у глухих, и у слепых детей. У детей, имеющих серьезные нарушения ЦНС, подобные рефлекторные голосовые реакции могут наблюдаться со значительным запаздыванием.

Внешне проблемы в развитии речи заметнее, чем некоторые патологические состояния, например, проявления минимальной мозговой дисфункции, или временное снижение слуха у младенца после перенесенной соматической инфекции, требующие точной клинической диагностики с использованием современной медицинской аппаратуры. Нередко отставание в развитии речи выступает как единственный очевидный признак неблагополучия в развитии ребенка, относимого согласно принятой классификации к детям группы риска. Это связано с тем, что в развитии человечества речь является самой «молодой» и ранимой психической функцией, которая страдает даже под влиянием минимальных органических факторов, когда другие системы детского организма не затронуты.

С рождения на развитие детской речи оказывает сильное влияние окружающая ребенка семейная обстановка. В истории есть трагические примеры воспитания новорожденных детей животными – эти дети получили название «детей Маугли». В дальнейшем, они так и не смогли освоить человеческую речь! Обязательно отстают в своем речевом развитии и дети, брошенные в родильных домах матерями-кукушками, с рождения воспитывающиеся в домах малютки и детских домах.

Итак, благополучное развитие речи в раннем возрасте в значительной мере определяется такими социальными факторами, как наличие вокруг ребенка нормальной речевой среды[2], эмоционально близких отношений с матерью, отсутствие психологических стрессов и тяжелых социально-бытовых условий в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: