При опросе родителей о неонатальном периоде (от рождения до 1 месяца) невролог, а позднее и логопед, обычно задают родителям примерно одни и те же вопросы. Готовясь к встрече со специалистом, можно ориентироваться на следующие вопросы:
· Характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал, к матери во время родов применялись средства наркоза).
· Физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, срок нахождение в кювезе).
· Интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице).
· Хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.).
· Первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос).
· Причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.).
· Длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску).
· Характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления).
Для оценки нервно-психического развития ребенка группы риска в 1 месяц важнейшими показателями являются следующие:
· Длительное слуховое сосредоточение (ребенок прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
· Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
· Ребенок издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
Сейчас уже опубликованы специальные анкеты для родителей [4], которые можно предварительно заполнить дома, чтобы на консультации сэкономить время и иметь возможность больше внимания уделить непосредственному обследованию своего ребенка. Также можно вести краткий дневник наблюдений первого года малыша, который в дальнейшем сможет существенно дополнить историю развития ребенка при обращении за консультацией к специалисту.
II этап - (1-3 мес.).