Голосовые реакции. На эмоционально-положительном фоне младенец постепенно переходит от единичных гласноподобных звуков (Э

На эмоционально-положительном фоне младенец постепенно переходит от единичных гласноподобных звуков (Э, А) к произнесению коротких звуковых цепочек (ЭЭА). При гулении общая двигательная активность ребенка заметно снижается.

Ребенок начинает выделять голос матери и ее лицо как самые важные для себя сенсорные стимулы, он следит за ней взглядом, замолкает и прислушивается, если слышит в комнате ее ласковый голос, к матери обращена его первая улыбка. При отклонениях в раннем развитии ребенка ориентировочные зрительные и слуховые реакции формируются с запаздыванием или отсутствуют вообще. В течение дня у такого ребенка преобладают отрицательные реакции, которые остаются малодифференцированными и невыразительными (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка крайне редка.

В этом периоде с помощью крика и плача, который со временем становится все более эмоционально-выразительным, ребенок демонстрирует свой протест или неудовольствие, а также сигнализирует о своих первых коммуникативных потребностях: чуткие мамы хорошо улавливают эти нюансы («Сейчас малыш просто капризничает, он хочет, чтобы я уделила ему свое внимание»). При нарушениях, связанных с органической патологией ЦНС, голосовые реакции ребенка остаются интонационно невыразительными, иногда - могут вообще отсутствовать. Поэтому комплекс мер, рекомендованный неврологом с учетом выявленных у ребенка группы риска отклонений, следует неукоснительно выполнять – это позволит минимизировать влияние патологических факторов на раннее развитие ребенка!

При выраженных нарушениях слуховой функции или эмоционально-психической сферы нарушается механизм подражания звукам, и гуление, а затем и лепет ребенка как бы застревает на начальной стадии. Такой малыш произносит какие-то звуки, но его привлекают или его собственные ощущения от движений органов артикуляции, или собственное звучание становится сверх ценным, с его помощью ребенок как бы отстраняется от мира и уходит в себя, в свои внутренние сенсорные ощущения. Если родителям покажется, что с их ребенком происходит нечто подобное, имеет смысл зафиксировать наиболее показательные моменты из голосовой продукции ребенка с помощью видеозаписи и обратиться на консультацию к специальным психологам и педагогам-дефектологам, которые много консультируют семьи, воспитывающие детей с серьезными отклонениями в развитии.

Родителям на заметку    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: