Важнейшими параметрами оценки благополучия речевого развития ребенка к 1 году являются:
- усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации ( соблюдает очередность высказываний, смотрит в глаза собеседнику, кивает головой – «согласен/не согласен», машет ручкой – «до свидания» и т.п.)
- понимание обращенной речи ( знает свое имя, понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию),
- особенности лепетной стадии
· лепет активный/редкий, содержащий большое количество разнообразных звуков, соответствующих/несоответствующих родному языку ребенка/ бедный лепет; в лепете формируются звуковые сочетания, характерные/не характерные для слоговой структуры большинства русских слов,
· интонационная окрашенность/монотонность лепета и его близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых/непохожесть на человеческий язык,
· переход к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам/ «застревание» на начальной стадии лепета, подражание в лепете самому себе/отсутствие лепета
|
|
- появление первых лепетных слов и переход к начальной стадии речевой коммуникации (при помощи первых слов)
· в лепете различаются/не различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету,
· подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов,
- сформированность базовых навыков глотания и жевания
· хорошо/плохо ест твердую пищу/ ест только жидкую пищу/ детские готовые смеси,
· умеет хорошо/плохо пить из чашки/пьет только из детской бутылочки,
· снимает/не снимает губами густую кашу с ложки,
· часто поперхивается густой пищей, захлебывается жидкостью/ ест очень медленно, долго держит пищу за щекой, глотает кусками/ест нормально
Все эти показатели крайне важны для своевременного выявления проблем в развитии детской речи, однако среди них есть несколько наиболее важных для ребенка группы риска в возрасте 1 года:
1. ребенок легко подражает новым слогам
2. произносит 5-10 облегченных слов
3. понимает (без показа) названия нескольких предметов и действий, имена близких
4. знает слово «нельзя», выполняет по речевой просьбе отдельные поручения и ранее разученные действия (хлопает в ладоши, танцует и т.п.).
Отсутствие любого из этих показателей должно вызвать пристальное внимание со стороны родителей, а отсутствие сразу нескольких из этих четырех показателей является поводом для углубленного медико - психолого - педагогического обследования годовалого ребенка группой специалистов (невролог, сурдолог, дефектолог, детский психолог, логопед – специалист по ранней коммуникации).
|
|
Если в том районе, где проживает семья, нет условий для проведения такого обследования из-за его территориальной удаленности от крупных диагностических центров и служб ранней помощи, целесообразно обратиться в ближайшее муниципальное учреждение, обслуживающее детей раннего возраста (это могут и ясли-сад, и дом ребенка), чтобы обсудить индивидуальные проблемы своего ребенка со специалистами, имеющими значительный профессиональный опыт в области развития детей раннего возраста.
Помните! Интернет или любое печатное издание не содержит детальной информации, необходимой для оказания своевременной помощи именно Вашему ребенку! Реальную помощь ребенку в конкретной ситуации его развития может правильно организовать только грамотный специалист, имеющий возможность контактировать с Вашим малышом на постоянной основе.
Ребенок начинает говорить…