Что важно сообщить специалистам о шестом-девятом месяцах в жизни ребенка?

Целенаправленно наблюдая за доречевым развитием своего ребенка в этом периоде, родителям необходимо отмечать следующее:

- особенности формирования лепета:

· отсутствие лепета или его «затухание» в этом периоде, немодулированный по громкости и тону лепет;

· постепенное обогащение звукового состава лепета, его звуковое разнообразие,

· интонационная выразительность речевой продукции, близость лепета к интонационным особенностям родной речи,

· постепенное развертывание, начиная с 7-8 месяцев, лепетных диалогов с матерью[6],

· умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета;

- особенности формирования понимания обращенной речи:

· знание ребенком своего имя (реакция на имя),

· начинает ли различать имена близких людей (как их называют в семье (мама, папа)) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопрос («Где мама? Где папа?»),

- развитие паралингвистических форм коммуникации

· преимущественное выражение своих желаний с помощью эмоционально-жестовых средств общения (ребенок выражает свои просьбы жестами и требовательными возгласами, криком),

· формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу,

· умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях);

- дальнейшее развитие навыков глотания и жевания твердой пищи

· постепенно ослабевание рвотного рефлекса, который сдвигается кзади, к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита,

· развитие движений языка из стороны в сторону и вверх вниз, необходимых для разжевывания твердой пищи во рту (ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед),

· переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь,

Особое значение для оценки нервно-психического развития ребенка группы риска в 9 месяцев детским неврологом имеют следующие показатели:

1. На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения.

2. Знает свое имя, оборачивается на зов.

3. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете.

Если до достижения ребенком 9 месяцев, все параметры его доречевого развития соответствовали норме, а в конце этого периода неожиданно выясняется, что родители вдруг понимают, что затрудняются с положительными ответами на данные вопросы, им следует более внимательно, еще до визита к неврологу, проанализировать характер взаимодействия матери и ребенка в своей семье. Постарайтесь честно ответить себе на следующие вопросы:

· сколько времени в течение дня мама обычно уделяет общению с ребенком, игре с ним

· пытается ли мама активизировать ответную реакцию малыша на речевое обращение к нему

· стимулирует ли мама ребенка к участию в лепетных диалогах

К сожалению, зачастую именно на этом возрастном этапе выясняется, что молодая мама могла чрезмерно увлечься уходом за своим малышом, обслуживанием его основных потребностей (еда, сон, прогулка), не уделяя серьезного внимания развитию общения со своим лепечущим дитятей. Не испытывая постоянного поощрения и подкрепления со стороны мамы, ребенок не способен самостоятельно сделать еще один шаг вперед, в направлении усвоения коммуникативных навыков, необходимых для дальнейшего успешного развития детской речи!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: