Голосовые реакции

В начале периода - активный лепет, в конце периода большинство детей произносят 5-6 лепетных слов. Нормально развивающиеся дети хорошо подражают интонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Они хорошо выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, длительность, звучания голоса.

Во втором полугодии первого года жизни развитие лепета происходит на основе самоподражания и подражания голосовым реакциям взрослого. В лепетной продукции ребенка начинают доминировать звуки того языка, на котором говорят люди из ближнего окружения ребенка. Число слогов, продуцируемых ребенком, тоже сначала увеличивается до слоговых цепочек из 8-10 сегментов. Но к году число лепетных сегментов в продукции ребенка сокращается до двух-трех, что составляет среднее количество слогов в русской речи. Ребенок лепечет с интонацией родного языка, поэтому взрослые люди на слух легко узнают лепет детей своей национальности.

К концу стадии лепета ребенок уже достаточно хорошо понимает обращенную речь взрослого, выполняет простые поручения взрослого («Покажи носик», «Принеси собачку») и отвечает действием на словесные просьбы (например, хлопает в ладоши при слове «ладушки»), кивает головой в знак «согласия-несогласия».

К 12 месяцам появляется речевое общение при помощи первых слов, как правило, обозначающих близких людей, любимую игрушку, часто выполняемое действие. По своей слоговой структуре они еще очень близки к лепету. Так ребенок вступает в новый важный этап развития – этап первичного освоения языка. На этом этапе происходит активное накопление словаря ребенка через его общение со взрослым. Первые слова обозначают не отдельный предмет, а всю ситуацию в целом, и не имеют постоянного значения.

В случаях неврологической патологии у детей группы риска наличие однообразных и монотонных голосовых реакций вместо первых слов, как правило, сочетаются со слабостью слуховых дифференцировок и недостаточностью слухового внимания. Это задерживает развитие начального понимания речи у таких детей и отодвигает на более поздние сроки время появления первых слов.

Иногда, при хорошем понимании обращенной речи и достаточном слуховом внимании, малыш также может не спешить с появлением первых слов. Нередко причина такого отставания кроется в минимальной дисфункции общих речедвигательных навыков у ребенка, которая может косвенно проявляться в виде несформированности навыков разжевывания и проглатывания твердой пищи, плохого умения пить жидкость маленькими глотками из чашки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: