Сущность и социальная природа права: многообразие подходов к пониманию

Социальная природа и сущность конституционного права. Опре­деление социальной природы и сущности конституционного права на­ходится в прямой и непосредственной зависимости от понимания сути государства и права. Правильное же определение социальной природы и сущности конституционного права имеет исходное, методологичес­кое значение для изучения всех других тем и проблем курса конститу­ционного права.

Несмотря на необычайную пестроту различных направлений, школ и концепций в истории политико-правовой мысли, в ней трудно не усмотреть общей линии противоборства между теми, кто усматривал в государстве и праве орудия выражения и защиты интересов и целей лишь части общества (более или менее узких его кругов – классов, сословий, элиты и т.д.) и соответствующего подавления, эксплуатации и насилия над другой его частью, и теми, кто видел в государстве и праве политико-правовые институты, призванные выражать и защи­щать интересы и цели не отдельных лиц или их групп, а всего или огромного большинства народа, «общее благо».

Как известно, долгое время господствовавшая у нас марксистско-ленинская теория государства и права безоговорочно стояла на пози­ции сугубо классового их понимания и толкования, видя в государстве, праве, конституции не что иное, как орудия диктатуры определенного класса, осуществляющего государственное руководство с помощью по­давления более или менее широкой части общества. Однако в рамках современной цивилизации и в нашем обществе постепенно, но неук­лонно все более укреплялось мнение о том, что подлинно демократи­ческие государство и право не могут быть представителями и вырази­телями лишь чьих-либо классовых или иных групповых интересов и целей или интересов и целей их элиты. Народ страны решительно высказался против привилегированного положения и «ведущей роли» одного класса, против монополии одной единственной партии как «ядра власти», за политический и идеологический плюрализм, за обес­печение реальных возможностей равного участия различных и разно­родных социально-политических сил в формировании государствен­ных органов и влиянии на политику, за полное гражданское равнопра­вие и т.д.

В нашем обществе все больше утверждается понимание того, что демократическое правовое государство и его право (в первую очередь конституционное) должны представлять, выражать и защищать инте­ресы общества как целого, а их политика и практика призваны высту­пать как своего рода равнодействующая многообразных социально-по­литических сил и течений в обществе. Только на такой основе государ­ство и право способны выступать как мощные средства не социального противоборства вплоть до гражданской войны, а подлинного социаль­ного согласия на основе утверждения демократического порядка. Речь, понятно, не о том, что уже сегодня это достигнуто или почти достигнуто в России, а о том, что тенденция именно такого развития должна наби­рать и в какой-то мере уже набирает силу на современном этапе соци­ально-политической жизни страны.

Ясно, что и в современных демократических государствах сохраня­ются, функционируют и действуют многообразные социально-полити­ческие силы и структуры с существенно различными и даже противо­положными интересами, целями и идеалами. Они периодически сме­няют друг друга у руля политической власти. Но, как показывает опыт, в условиях этих государств такая смена политической власти и соот­ветствующее более или менее существенное изменение государствен­но-правовой политики не затрагивает признания тех социально-поли­тических основ государства, согласно которым: а) государство и право должны представлять общие интересы народа страны; б) именно народ служит единственным источником власти и носителем суверенитета; в) государство и право стоят на службе гражданского общества, а власть — на службе личности; г) человек — высшая ценность и государ­ство, как и право, несет прямую ответственность за признание, соблю­дение и защиту его прав и свобод; д) возникающие в обществе проти­воречия и конфликты государство и право призваны разрешать в инте­ресах всего общества, укрепления в нем социального мира, единства и согласия и т.д. Совершенно очевидно, что все эти и многие другие де­мократические рамки существования, функционирования и развития общества и государства закрепляются прежде всего в конституционном праве как социально-правовом регуляторе конституционного строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: