Основы специальной психологии и педагогики: цели, принципы, методы и отрасли специальной психологии

В центре внимания специальной психологии дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья. В определении основных целей службы специальной психологической помощи предлагается термин «дети с особыми образовательными потребностями», который адекватен тем специфическим задачам, которые призвано решать специальное образование в целом и специальная психология в частности. Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Цель специальной психологии – выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Принципы:

· детерминизма – все психические явления, как и психика в целом, рассматриваются как причинно обусловленные деятельностью мозга и окружающей действительностью. В учении об аномальном развитии показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка. Детерминированность всех явлений, характеризующих аномальное развитие, связывается с различными патологическими факторами. Выявление этих факторов является одной из задач диагностики при определении затруднений в обучении ребенка;

· развития – все психические явления понимаются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Применительно к специальной психологии этот принцип предполагает анализ процесса возникновения дефекта, объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект и каковы его прогнозируемые последствия;

· единства сознания и деятельности – деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека. При изучении аномальных детей реализация принципа единства и сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

Методы: медицинские средства выявления дефектов; наблюдения; тесты для дифференциальной диагностики; констатирующий и обучающий эксперименты для изучения особенностей и «обходных путей» в развитии разных категорий детей; интегрированные шкалы развития с высокой степенью размерности делений и проработанностью начальных ступеней развития; диагностический инструментарий; технологии определения актуальных задач развития. Если в общей психологии с момента ее возникновения и по сей день перманентно поднимается вопрос об ее предмете, то в специальной психологии в силу ее прикладного характера предметное содержание мыслилось как нечто самоочевидное и подменялось ее прикладными задачами. Вопрос о предмете специальной психологии стал эксплицироваться лишь в самое последнее время. В известной мере, это обусловлено включением в стандарты высшего психологического образования курса по специальной психологии для студентов всех специализаций. Новые вузовские стандарты направлены на то, чтобы представить специальную психологию в едином общеобразовательном курсе как целостную научную отрасль с общими предметом и теорией.

Долгое время специальная психология мыслилась как совокупность ее отраслей, ее составных частей. Но при этом то целое, что определяет единство этих частей, не раскрывалось. Существование нескольких отраслей, пока их было немного, не создавало проблемы поиска единства. Достаточно было простого их перечисления. Увеличение численности самих отраслей ставит вопрос об их общем основании. Кроме того, каждый раздел специальной психологии занимается изучением отдельной формы нарушенного развития, а что представляет собой нарушенное развитие в целом, зачастую не определяется. Отдельные варианты нарушенного развития понимаются интуитивно-эпирически, как нечто очевидное и не нуждающееся в особом анализе. Нам представляется, что актуализация вопроса о предметном содержании специальной психологии знаменует собой новый этап ее развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: