Воспитание детей первого года жизни

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития.

Ведущие линии развития - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.

Отличительные особенности первого года жизни детей: более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития; тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития; проявление сенсомоторной потребности; ярко выраженная эмоциональность; большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям; потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Для успешного воспитания и развития ребенка необходимо знать все особенности детей первого года жизни, так как именно в этом возрасте закладывается основы будущей личности. С 1,5 месяца следует приучать ребенка лежать на животе. С этой целью перед кормлением или в конце бодрствования ребенка кладут на живот, слегка поглаживают по спинке. К 3-м месяцам он уже хорошо лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимая голову. Это положение полезно для развития дыхательных движений, кровообращения, а также для подготовки к ползанию. У ребенка, овладевшего умением удерживать голову в вертикальном положении, следует развивать упор ног: малыша держат в вертикальном положении так, чтобы его ноги соприкасались с манежем или с пеленальным столом, тем самым вызывая движения подтанцовывания. Своевременному развитию детей в первом полугодии жизни наряду с непосредственными воздействиями взрослого способствует правильная организация условий бодрствования. В этом возрасте дети бодрствуют от 1,5 до, 2 час. Воспитатель заботится, чтобы на протяжении всего этого времени дети находились в активном, деятельном состоянии. На время бодрствования их обязательно помещают в манеж, где для детей в возрасте до 5 месяцев подвешиваются разные погремушки, затем мелкие целлулоидные и резиновые игрушки раскладываются в манеже. За время бодрствования следует несколько раз заменить игрушки в манеже.

В возрасте 6—7 месяцев дети на вопрос «где?» (ляля, часы, петушок) поворачивают голову в сторону называемого предмета. Если место расположения предмета меняется, ребенок не может его найти, потому что слово связано для него не только с предметом, но и определенным местом его нахождения. В 9—10 месяцев дети находят предметы при назывании независимо от их местоположения. Поэтому сначала предметы должны стоять всегда на определенных местах: на полочках, подоконнике и т. п. Словесно обозначая предметы, взрослые должны позаботиться о том, чтобы ребенок не только смотрел на них, но и трогал, прислушивался к их звучанию. Чем больше анализаторов включается в восприятие игрушки, тем быстрее ребенок запоминает ее название.Умение лепетать, а также соотносить слова с предметами и действиями является той основой, на которой в дальнейшем строится весь процесс речевого развития. Ребенок 9—12 месяцев интересуется тем, что делают другие дети. Иногда он начинает перекликаться с ними, улыбается, и случайно может возникнуть совместная игра (ребенок при виде уползающего малыша быстро ползет за ним, догоняет — оба радуются). Но нередко в этом возрасте наблюдаются и отрицательные взаимоотношения, обычно они возникают при желании взять игрушку, находящуюся в руках другого ребенка. Помня о необходимости формирования активной речи малышей, не стоит немедленно реагировать и выполнять их желания, выраженные жестами, мимикой, а надо предлагать им выразить свою просьбу соответствующим простым словом. В то же время нужно обязательно поддерживать любое речевое обращение ребенка ко взрослому, даже если оно непонятно. Взрослые обычно догадываются об истинном желании детей, присматриваясь к их поведению.

В конце года возрастает потребность детей в общении с окружающими. Вместе с тем усиливается избирательное отношение к ним: дети начинают выделять тех, кто проявляет к ним ласку, играет и занимается с ними. Настороженность или даже отрицательное отношение к незнакомым взрослым является одой из причин того, что малыши, поступившие в конце первого года жизни в детское учреждение, значительно труднее привыкают к новым условиям, чем более младшие дети


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: