Умственное воспитание детей: дошкольная дидактика

Со временем человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. Возникла потребность в его анализе, обобщении. Дидактика – это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. В ней содержится общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения. Внутри самой дидактики выделяются направления, связанные со спецификой возраста обучаемых: дошкольная дидактика, дидактика начального образования, дидактика высшей школыи т.д., а также с особенностями преподавания той или иной учебной дисциплины. Дошкольная дидактика представляет собой отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, представлены его содержание, формы организации, методы и средства обучения. Обучение -это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружения их системой элементарных знаний, формирования умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Дидактические принципы – это основные положения, которыми руководствуется воспитатель при организации обучения. Первые дидактические принципы были сформулированы выдающимся чешским педагогом Я.А. Коменским. В последствии они были разработаны основоположником русской педагогики К.Д. Ушинским.

Остановимся на тех, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения.1. Принцип развивающего обучения. Требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. Воспитатель, руководствуясь им, дает детям задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы выполнение их требовало некоторого усилия, активной умственной деятельности.2. Принцип воспитывающего обучения. Обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.3. Принцип доступности обучения. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития и подготовленности детей. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям.4. Принцип систематичности и последовательности. Предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логики в процессе обучения. Новые знания должны опираться на уже имеющиеся.5. Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем результативнее, чем активнее ребенок ими оперирует.6. Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание.7. Принцип научности. Ребенок должен усваивать знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчает изучение учебных дисциплин в школе.8. Принцип индивидуального подхода к детям.Руководствуясь дидактическими принципами, воспитатель достигает лучших результатов в обучении детей.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:Индивидуальная -позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая - группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.Фронтальная -работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. Содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоин ствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: