Внутренний водный (речной) транспорт

Внутренний водный (речной) транспорт — это транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по вну­тренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям.

Несмотря на большую протяженность внутренних водных путей — около 90 тыс. км, в том числе 47 тыс. км с гарантированными глубинами — доля перевозов, осуществляемых речным транспортом невелика (4,1 % общего объема перевозок). Это объясняется рядом причин: недостаточной освоенностью территорий, где протекают судоходные реки; сезонностью транспортных работ по рекам; недостаточностью гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему и др.

В структуре грузов, перевозимым речным транспортом в РФ преобладают перевозки минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) лесных, нефтяных и сезонных грузов — зерна, овощей и бахчевых. Территориально более 2/З всего грузооборота речного транспорта приходится на глубоководную внутреннюю транспортную систему в европейской части страны, и, в первую очередь, Волго-Камский бассейн.

Несмотря на небольшой удельный вес речного транспорта России, во многих районах Севера и Востока, где нет путей сообщения для других видов транспорта, все же реки являются единственными наземными путями сообщения.

Совсем незначительны масштабы развития пассажирского речного транспорта, где преобладают круизные рейсы. Часть пассажирских речных судов используется в качестве плавучих гостиниц.

Основными технико-экономическими особенностями, определяющими преимущества речного транспорта, являются:

- большая провозная способность на глубоководных реках. Так, пропускная способность р. Волги может быть доведена до 100 млн. т в год;

- сравнительно невысокая себестоимость перевозок. На реках Европейской части России она примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз меньше по сравнению с автомобильным транспортом;

-относительно меньшие капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т в год в несколько раз меньше, чем на строительство железной дороги (с подвижным составом) и в 3-4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной дороги с твердым покрытием.

К недостаткам использования речного транспорта относятся:

- сезонность работы подвижного состава речного флота;

- увеличение маршрутов следования грузов вследствие извилистости пути и неравномерности глубин речных форватеров;

- относительно низкая в сравнении с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: