Классификация экспедиторских услуг.
Основные определения
Транспортно-экспедиционное обслуживание
Транспортно-экспедиционное обслуживание – это процесс предоставления экспедиторских услуг грузоотправителям и грузополучателям в соответствии с договором транспортной экспедиции и установленными нормами и требованиями.
Экспедиционная услуга – вид транспортной услуги, связанный с организацией процесса, отправления и получения груза, а также выполнения других работ, имеющих отношение к перевозке груза.
Экспедитор – сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых железнодорожных перевозках.
Услуги, предоставляемые грузоотправителям и грузополучателям экспедиторами на железнодорожном транспорте подразделяются следующим образом:
1. Оформление документов, сдача и получение груза
· заполнение накладной;
· оформление переадресовки груза;
· предъявление груза к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях отправления;
· выдача грузов на станции назначения.
2. Завоз и вывоз груза
Услуги по доставке груза от склада грузоотправителя до станции отправления и от станции назначения до склада грузополучателя автомобильным транспортом, железнодорожным транспортом или транспортом других организаций, выполняющих эту работу на основании договора.
3. Погрузочно-разгрузочные работы и складские работы
· погрузка, выгрузка железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта на станции отправления и станции назначения на складах грузоотправителя и грузополучателя
· сортировка грузов
· погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них
· маркировка грузов
· формирование и расформирование пакетов, укрупнение грузовых единиц
· упаковка, увязка, обшивка грузов
· ремонт транспортной тары и упаковки
4. Информационные услуги:
· уведомление грузополучателя об отправке грузов в их адрес
· уведомление о продвижении груза и подходе к станциям назначения
· уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю
· уведомление о пересечении государственной границы
· уведомление о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения
5. Подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава
· очистка вагонов и контейнеров от остатков груза и промывка
· обеспечение грузоотправителя средствами пакетирования, хлебными щитами
· оборудование вагонов печами
· предоставление ЗПУ
6. Страхование грузов.
· подготовка и заключение договора страхования
· оплата страховых взносов
· оформление документов при наступлении страхового случая и получение страхового возмещения
7. Платежно-финансовые операции
· оформление и оплата провозных платежей, сборов, штрафов
· проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов
8. Таможенное оформление грузов и транспортных средств.
· декларирование грузов в таможенных органах
· консультации грузоотправителя и грузополучателя по вопросам, связанным с декларированием
· оформление грузовой таможенной декларации и других сопутствующих документов
· выполнение платежей по таможенным сборам
9. Прочие экспедиторские услуги
· разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов
· розыск грузов после истечения сроков доставки
· контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования
Общие требования, предъявляемые к услугам:
1. Комплексность
2. Принцип «одного окна».
3. Точность и своевременность исполнения
4. Безопасность и экологичность
5. Обеспечение сохранности грузов
6. Этичность обслуживающего персонала
7. Эстетичность условий обслуживания
8. Информативность
Комплексность – предоставление услуг транспортной экспедиции должна обеспечивать возможность получения потребителем не только транспортных экспедиторских услуг, относящихся к услугам транспортного комплекса, но и сопутствующих услуг т.е. выполнение таможенных операций, предоставление в аренду подвижного состава и контейнеров, средств механизации под погрузочно-разгрузочные работы и др., создающих условия для выполнения этих операций без посредников.
Точность и своевременность – предоставление услуг транспортной экспедиции по объемам, срокам, качеству и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям, согласованным экспедитором и грузоотправителем или грузополучателем.
Безопасность и экологичность – услуги должны соответствовать этим требованиям (безопасность движения поездов, личная, пожарная безопасность, не засорять железнодорожное полотно, окружающую среду и т.д.)
Этичность обслуживающего персонала – персонал предоставляет услуги транспортной экспедиции, должен соблюдать этические нормы поведения. Грузоотправителям и грузополучателям должны быть гарантированы вежливость, доброжелательность и коммуникабельность обслуживания.
Эстетичность - архитектурно-планировочное решение и оформление интерьеров помещений и территории экспедиторских организаций должны соответствовать их функциональным требованиям.
Информативность - при оказании услуг экспедиторы должны предоставлять грузоотправителю и грузополучателю бесплатно информацию:
· Правила и условия перевозок грузов железнодорожным транспортом
· Сведения о тарифах и ценах на оказываемые виды услуг на железных дорогах РФ
· Нормативные и технологические документы (Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности от 30.06.2003)
· Установлены права и обязанности экспедитора и клиента, ответственности экспедитора и клиента, установлен размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, размер ответственности клиента перед экспедитором.
Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО) создана в 1996 г., а 15.04.2004 года решением заседания ОАО “РЖД” была принята концепция о реформировании СФТО. В основу положен принцип разделения производственной и сбытовой среды. Так как ОАО “РЖД” стало полноправным участником транспортного рынка, его основной задачей является не только произвести качественный продукт, но и качественно донести этот продукт до потребителя.
Таким образом, в составе ОАО “РЖД” создаётся два основных блока: коммерческий и производственный.
Главной целью СФТО является реализация принципа «одного окна». Для реализации этого принципа необходимо:
1. Организация на станциях, независимых от железнодорожных агентов, которые должны являться исполнителями заказа (станция + ФТО). Два блока: производственный и коммерческий.
2. Необходимо дальнейшее развитие информационно-технического обеспечения, что позволит документировать все технологические операции, связанные с перевозками грузов, начиная с момента подачи заявки на отправку/погрузку и заканчивая выдачей груза.
3. Коммерческая диспетчеризация.
Коммерческий диспетчер будет координировать деятельность подразделений дороги и агентов ФТО с целью обеспечения гарантированного исполнения, заказов, повышения доходности и социальной значимости перевозок
Задачи производственного блока
· эффективная эксплуатация основных средств;
· повышение производственных мощностей;
· минимальные издержки при производстве работ;
· обеспечение безопасности.
Задачи коммерческого блока
· повышение доходов;
· увеличение доли железнодорожных услуг на транспортном рынке.
Основные функции коммерческого блока:
1. маркетинговые исследования
2. логистика
3. ассортиментная и ценовая политика
4. продажа услуг по грузовым перевозкам
5. договорная работа с клиентами
6. организация обслуживания клиентов
7. коммерческая диспетчеризация
8. организация финансовых расчетов с клиентами
9. управление качеством оказываемых услуг
10. организация урегулирования споров
В части маркетинга необходим объективный прогноз состояния транспортного рынка и определение востребованности транспортных услуг, обоснование тарифов и цен на грузовые перевозки, дополнительные услуги, разработка видов сервиса.
К функциям продаж можно отнести обеспечение сбыта услуг, равного доступа к нему, формирование единого перечня услуг и единой ценовой политики, осуществление полноты и своевременности расчетов.
Основные показатели качества транспортного обслуживания.
· Уровень скорости или срока доставки по сравнению с нормами;
· Уровень сохранности перевозимых грузов;
· Полнота удовлетворения спроса на транспортные услуги по объемам заявленных перевозок;
· Уровень соблюдения гарантированной ритмичности;
· Уровень комплексности транспортного обслуживания грузовладельцев;
· Уровень транспортной доступности;
· Уровень безопасности перевозок;
· Уровень экологичности перевозок.
Важным является обеспечение всего комплекса обслуживания клиента от заявки до выдачи груза.