Идеологии белорусского государства

Лекция № 3 (2 часа):

1. Белорусская общность, национальная идея и государственность.

2. Белорусская национальная государственность.

3. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа.

Вопрос 1. Белорусская общность, национальная идея и государственность

Концепция белорусской государственности базируется на системе традиционных ценностей народа, проживающего в пределах белорусских земель на протяжении многих веков. Идеология государственности – это систематизированная совокупность идей и представлений данного народа относительно предпосылок становления белорусской этносоциальной общности, особенностей его государственного устройства, перспектив дальнейшего развития.

В истории этнического развития и становления белорусов как социальной общности выделяются следующие этапы:

1) период Киевской Руси (XI– XII вв.) характеризуется образованием межплеменных общностей (кривичей, дреговичей и радимичей), на основе которых складывается белорусская народность, а также общая идея для всех восточнославянских племен культуры;

2) в период Великого княжества Литовского (XIII–XVI вв.) на основе славяно-православной культуры формируется белорусская нация и ее самосознание;

3) период Речи Посполитой (XVII–XVIII вв.) – осознание белорусами своей славяно-православной цивилизованной идентичности, своего национального и культурно-исторического родства с великороссами (русскими) и малороссами (украинцами);

4) период Российской империи (XIX– начало XX вв.) – формирование белорусской национальной идеи, проработка концепции национального самоопределения белорусов;

5) советский период (с 1 января 1919 г. по август 1991 г.) – процесс национального самоопределения, конституирование белорусов в качестве нации – государства, становление институтов белорусской государственности;

6) в постсоветский период (с августа 1991 г. по настоящее время) идет поиск белорусами их адекватной цивилизованной идентичности, соответственно историческому опыту развития государственных форм (социального государства), а также путей его дальнейшего самоутверждения в современном мире.

Проблема формирования белорусской этносоциальной общности непосредственно связана с белорусской национальной идеей.

Национальная идея представляет осознанное и выраженное представление о том, что данная историческая общность людей является особым социальным субъектом: народом, нацией и что в этом качестве она может самостоятельно строить свою внутреннюю жизнедеятельность и свои отношения с другими народами. Национальная идея вызревает в ходе многовекового развития данной общности и выступает как естественное ядро ее самосознания.

Национальная идея белорусов зарождалась и осознавалась на протяжении целых эпох. В начале XX в. она эпически ёмко была сформулирована Янкой Купалой и образно выражена словами: «Мы – беларусы». В стихотворении «А хто там ідзе?» поэт заявил о существовании белорусов как самобытного народа и о его праве на уважительное отношение к себе («А чаго ж, чаго захацелася ім / Пагарджаным век ім, сляпым, глухім? / – Людзьмі звацца») или, как сказано им в другом стихотворении, занять «свой пачэсны пасад між народамі».

Идея «Мы – беларусы» – это отражение самобытности народа, как особой разновидности славяно-русской общности.

Национальная идея – сложное структурное образование. Это и четко выраженный взгляд на общие фундаментальные ценности определенной национальной общности, и распространенные в обществе ценностные ориентации, и образ и качество жизни, и социальный и нравственный идеал, и осознание места и роли страны в мире, и национальная самоидентификация. Элементы национальной идеи это своеобразные кирпичики, из которых складывается фундамент идеологии белорусской государственности, способной объединить большинство граждан Республики Беларусь, соблюсти права и интересы национальных меньшинств, разных конфессий и социальных субъектов.

Национальная идея
Мировоззренческая основа
Базисные целевые ценности общества     Идеалы     Базисные ценности
• Ценности социального порядка,придающие стабильность социальной системе, предусматривающие взаимную ответственность гражданина и государства во имя всеобщего блага. • Ценности экономичес-кого порядка, определяющие равенство и разнообразие форм собственности, их эффектив-ность, справедливость; стабильность; социальное партнерство. • Ценности равенства, обеспечивающие равные условия и возможности для всех. • Ценности свободы, ускоряющие тенденции развития духовно- нравствен-ного потенциала общества. • Ценности социального развития,ориентирующие на развитие человеческого потенциала.   • Общественный идеал – представления о наиболее совершенном общественном строе, соответствующие социальным, экономическим и политическим интересам общества. • Социальный идеал – представления о совершенном состоянии социальных объектов, отражающие наиболее значимые ценности данной культуры, являющиеся критерием оценки реальности и ориентиром деятельности индивида, социальных групп, классов, общества. • Нравственный идеал – представления о нравственном совершенстве, высший мораль-ный образец.   • Мировоззренческие (гуманизм, патриотизм, коллективизм). • Смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни). • Универсальные (жизнь, здоровье, личная безопас-ость, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация и т. д.). • Общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.). • Межличностного общения(честность, бескорыстие, доброжелатель-ость). • Демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и т. д.)

Схема 1. Национальная идея Беларуси –

мировоззренческая основа государственной идеологии

Общенациональная идея – двуедина. С одной стороны, она есть самосознание (самоидентификация) нации, с другой – послание миру о своем бытии, о своих интересах и ценностях как уникальной исторической социально-культурной общности людей. Наиболее приемлемой и рациональной для современной общенациональной идеи является формула «Неособорность. Неосуверенитет. Неосоциализм». Данная триада представляет сплав: традиций (прошлого) – сохранение этноконфессиональной идентичности в условиях глобализации и международной напряженности; геополитических реалий (настоящего); социальной мечты (будущего).

Отсюда, систематизированным обобщением национального самосознания белорусского общества является национальная идея.

Суть национальной идеи заключается:

- в осмыслении бытия белорусов как исторической общности;

- в значимости для граждан истории своего народа;

- в сохранении ими своего исторического наследия;

- в поддержке политических сил, отстаивающих национальные интересы белорусов в интеграционных и глобализационных процессах современности.

Белорусская национальная идея является основой национально-государственного самосознания белорусов. Она может быть представлена как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и, как мы видели у Янки Купалы, в образном, художественно-литературном выражении.

Становлению белорусской идеи способствовали (схема 1):

− усвоение духовного опыта западноевропейской и русской традиций;

− социально-политические идеи белорусской философии различных периодов;

− филисофско-публицистические выступления и произведения;

− литературно-художественное творчество деятелей белорусской культуры.

Определяя идеологические приоритеты белорусского государства, необходимо учитывать как опыт прошлых веков, так и ориентироваться на то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости.

Выбор оптимального пути развития страны зависит от наличия в обществе такой общенациональной идеи, которая должна отражать в целом интересы как общества, так и государства, т. е. быть национально-государственной.

Национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства и без которых нельзя «построить сильную и процветающую Беларусь»: независимость, стабильность и благосостояние (схема 2).

Схема 2. Национально-государственная идея

Национально-государственная идея выполняет следующие функции:

− является социально-интегрирующим началом, создавая единое нормативно-

ценностное пространство для жизнедеятельности белорусского народа;

− служит объяснением существующего политического строя и общественного

порядка Республики Беларусь;

− формулирует консолидирующие цели по обеспечению высокого качества жизни

граждан, материального благосостояния. Эти цели органически вытекают из

внутренних тенденций развития белорусской государственности, а средства их

достижения не противоречат духовно-нравственным устоям нашего общества.

Для того, чтобы консолидирующая идея белорусского общества выступила в роли стабилизирующего и объединяющего фактора, она должна:

− включать в себя такие приоритетные компоненты, которые затрагивают

жизненно важные ценности каждого человека и государства в целом,

национальные интересы, обеспечивающие безопасность и суверенитет

государства, его независимость;

− предусматривать создание динамично развивающейся, социально

ориентированной рыночной и наукоемкой экономики;

− ориентироваться на социальную защищенность каждого гражданина, высокий

статус культурно-духовных ценностей и традиций общества;

− осознавать особую миссию белорусского и русского народов в единении

современной цивилизации;

− возрождать и обогащать национальные традиции, патриотические чувства и

ценности.

Вопрос 2. Белорусская национальная государственность

Важнейшим фактором цивилизованного развития Беларуси является формирование самостоятельного суверенного субъекта – нации-государства. Процесс становления белорусской государственности – длительный и сложный. Как отмечалось ранее, территория нынешней Беларуси входила в состав различных государственных образований:

● раннефеодального государства Киевская Русь;

● полиэтничного и федеративного государства Великое княжество Литовское;

● формально унитарного, но по сути федеративного государства Речь Посполитая;

● полиэтнического (многонационального) государственного образования Российская империя.

Однако ни одно из них не было белорусским. В их недрах формировался белорусский этнос, обретался опыт государственной жизни, вызревала белорусская национальная идея.

Первым реальным белорусским национальным государством явилась созданная 1 января 1919 г.

БССР, правопреемником которой с 1991 г. стала Республика Беларусь – государство унитарное демократическое правовое социально ориентированное.

Слияние воедино национальной идеи и идеи государственности позволило в настоящее время разработать «белорусскую модель» социально-экономического и духовного развития.

Реализация этой модели способствует цивилизованному и модернистскому пути развития государственности белорусского народа.

Вопрос 3. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского

Народа

3.1. Становление социокультурных идеалов и ценностей

В возникновении жизненных идеалов и ценностей народа, в формировании его социокультурной самобытности, как своеобразной социальной общности, решающее значение имеет начальный период истории народа, когда закладываются цивилизованные основы его жизнедеятельности. Культурно-историческая, или цивилизационная составляющая белорусской государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей относительно происхождения и формирования данного народа, особенностей развития его самосознания и становления менталитета.

Истоки становления белорусской нации, белорусской государственности, основ белорусской идеологии связываются с деятельностью культурно-этнических объединений (дреговичей, кривичей и радимичей), проживающих в пределах современных белорусских земель на протяжении нескольких веков; деятельностью религиозных и общественных деятелей.

Необходимо учитывать и геополитическое положение Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.

Становление идейно-политической мысли Беларуси относится к XII в. В этот период Древнерусское государство распадалось на удельные княжества. Русские князья-родственники, враждуя из-за наследства и политического влияния, не желали подчиняться единому центру, роль которого выполнял Киев. Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжества также отказывались подчиняться Киеву. Эти события не могли не волновать мыслителей того времени, о чем свидетельствуют произведения и общественная деятельность Ефросинии Полоцкой (ок. 1120–1173) и Кириллы Туровского (1130–1182). Они внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей – идеи единения восточнославянских земель, или идеи общерусского единства.

Период Великого княжества Литовского (XIII–XVI вв.) занимает особое место в историческом развитии народа Беларуси и его политической мысли. Именно в период ВКЛ набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию. Это время дало нам Франциска Скорину (ок. 1490 – не позднее 1552) – белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя; Миколу Гусовского (ок. 1470–1533) – европейски известного поэта-гуманиста; Андрея Волана (1530–1610); Сымона Будного (ок. 1530–1593); Василия Тяпинского (ок. 1540–1604); Льва Сапегу (1557–1633) и др.

Дальнейшее обоснование и развитие получает идея единения русского, белорусского и украинского народов в произведениях педагога и общественного деятеля Стефана Зизания (2-я пол. XVI – нач. XVII вв.); выдающегося белорусско-русского поэта, церковного и общественного деятеля Симеона Полоцкого (1629–1680); видного писателя и общественного деятеля, епископа белорусского Георгия Конисского (1717–1795). Каждый из этих мыслителей стремился привести понятные и убедительные для своих современников доводы в пользу защищаемой ими идеи. Идеи разрабатывающиеся отечественными и политическими мыслителями в период Речи Посполитой, прочно вошли в сознание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты своей самобытности. Сформулированные в данных условиях социально- политические идеалы нашли затем свое выражение в движении православного населения против гнета польских феодалов, за реализацию своих экономических, политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение Беларуси и Украины с Россией.

Идейно-политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Это идейно-политическое течение, где вопросы о крепостном праве и царском самодержавии с самого начала XX в. встали как важнейшие общественные проблемы. Белорусский национальный вопрос ставился и рассматривался революционными демократами в общей связи с польским, литовским и украинским национальными вопросами. Огромное значение для Беларуси имела деятельность Кастуся Калиновского (1838–1864). Он был одним из создателей в Гродно подпольной революционной организации, издавал нелегальную газету «Мужыцкая праўда», а затем принял активное участие в подготовке и организации восстания 1863 г. в Беларуси.

Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений Кастуся Калиновского стали поэты Франциск Богушевич (1840–1900) и Адам Гуринович (1869–1917). Их деятельность способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа. Затем, уже в начале XX в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Пашкевич (1876–1916), известная под псевдонимом Тётка, Максим Богданович (1891–1917), Янка Купала (1882–1942), Якуб Колас (1882-1956) и др. Трудно переоценить значение в формировании национального самосознания белорусов, в их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906–1915 гг. газеты «Наша ніва» и «Наша доля». На их страницах наиболее полно и аргументировано обосновывалась мысль о социально-экономическом, политическом, культурном возрождении белорусских земель, о развитии белорусского языка, о просвещении народа, создании собственной государственности, национального самосознания.

С падением самодержавия и распадом Российской империи на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается становление белорусской национальной государственности. В результате усилий Белорусской социалистической громады 25 марта 1918 г. в условиях оккупации белорусских земель немецкими войсками была провозглашена Белорусская Народная Республика. И хотя БНР не нашла поддержки широких народных масс, все же ее провозглашение явилось одним из факторов последующего становления белорусской государственности.

После изгнания из Беларуси германских войск 1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика. В 1922 г. она вошла в состав СССР. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность приобретения самостоятельной государственной жизни. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения государственного суверенитета, которая и была реализована 27 июля 1990 г. сессией Верховного Совета БССР. Позже было принято и новое название государства – Республика Беларусь. Ныне Беларусь – суверенное государство, полноправный член международного сообщества, союза с Россией, СНГ, таможенного союза с Россией и Казахстаном, член «Восточного партнерства».

3.2. История и цивилизационное многообразие социокультурных идеалов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: