Мировоззренческие функции философии

Интегрирующая функция. Она заключается в том, что философия посредством своих категорий, законов и принципов объединяет человеческие знания в цельную картину мира – мировоззрение. Благодаря этому всё знание о мире (обыденное, научное, художественное, историческое, религиозное, политическое и др.) становится системным и внутренне обозримым, что повышает познавательные творческие способности людей. Человек может иметь какие-то знания по физике, медицине, педагогике, экономике, истории, но если они не связаны друг с другом, то их трудно использовать, особенно в творческих процессах. Более того, обилие фактических и эмпирических данных при отсутствии четких ориентирующих принципов их систематизации может даже тормозить познание (недаром имеется термин «ползучий эмпиризм»).

Помимо философии интегрирующую функцию в науке и культуре выполняют и научные теории: каждая более общая теория выполняет интегрирующую роль в отношении менее общих. Философия представляет собой самый высший уровень интеграции в отношении наук и других сфер культуры, она обеспечивает общее единство культуры.

Философия придаёт завершенность человеческому знанию, представляет его как некое гармоническое целое. Хотя и в частных науках присутствуют элементы красоты, эстетичности, но в философии они наиболее выражены. Может быть, поэтому древнегреческий философ Аристотель (384-22 до н.э.) говорил своему воспитаннику Александру Македонскому, что «все науки более необходимы, нежели философия, но прекраснее её нет ни одной». И, быть может, философская культура Александра, воспринятая им от своего великого учителя, послужила одним из факторов его блестящего успеха в жизни.

Гуманистическая, или социально-аксиологическая (от греч. «аксиа» - ценность), функция. Создавая общее видение мира, в том числе и общества, их развития, места в нём человека, философия вместе с этим задаёт и наиболее важные векторы его познавательной и практической активности, ориентирует его на те или иные формы и способы деятельности. Тем самым философия способна придавать наиболее общий смысл человеческому существованию, одухотворять его. Русский философ Н.А.Бердяев (1874-1948) писал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла» (4,c.233). Современные авторы справедливо отмечают, что «потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям» (5,с.5). Чаще всего это бывает в периоды больших социальных потрясений, когда старые мировоззренческие идеи становятся неприемлемыми, а новые ещё не сформировались. В таких условиях, по словам русского философа В.С.Соловьёва (1853–1900), с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей пустеет мир внутренний и теряет свою красоту мир внешний (6,с.16–17).

Духовный кризис, охвативший страны, составлявшие ранее СССР, заключается в первую очередь в том, что люди утратили многие старые жизненные смыслы: в служении отечеству – где оно теперь; в поисках истины – она теперь якобы у каждого своя; в воспитании умных детей, ибо “горе от ума” и т.д. Произошло также резкое сужение главного жизненного смысла и низведение его к задаче непосредственного выживания для большей части населения и к лихорадочному накоплению материальных благ для меньшей части населения. Существование ни первой, ни второй из этих групп не является подлинно человеческим, так как и те, и другие в значительной мере отчуждены от духовных ценностей и целей гармонического развития. В преодолении этого кризиса и обретении мировоззренческих ориентиров важную роль должна сыграть философия. По-видимому, одной из главнейших смыслообразующих идей развития современной России может быть идея правового государства, открывающая перспективу стабилизации общества и его прогресса через ограничение анархии и тоталитаризма и гармонизацию отношений индивида и государства.

Конкретно гуманистическая функция философии заключается в разработке представлений о высших ценностях цивилизации, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота, Любовь, Счастье, Свобода и др. К этой же функции относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале, признающем личность целью, а не средством социального прогресса. Указанный идеал служит в дальнейшем основой для разработки в рамках социологии, политологии, экономики, юриспруденции конкретных форм социально-политического, экономического и юридического устройства общества.

Охарактеризованная выше гуманистическая функция присуща не только философии, но и религии. Отличие философии от религии при выполнении этой функции заключается в том, что если философия ищет и обосновывает ценности и путь к ним в самой земной жизни, то религия переносит высшие ценности в потустороннюю область, не в земную, а в вечную загробную жизнь, где человека, по мнению, представителей религии, ждёт встреча с Богом - творческой всемогущей силой мира.

Благодаря своей социально-аксиологической функции философия выступает как жизнеучение, как духовная руководящая сила. Раскрывая содержание главных духовных ценностей, она учит человека, особенно молодого, тому, что такое достойная жизнь. Преподавание философии как жизнеучения необходимо усиливать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: