I___ I*
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
Для планирования на длительный период необходимо учитывать следующие позиции.
1. Рациональное сочетание разных видов основных движений
должно прежде всего обеспечивать всестороннее развитие организма
ребенка. При подборе упражнений надо руководствоваться прави
лом — не воздействовать на одну и ту же группу мышц двумя уп
ражнениями подряд, что вызывает ненужное утомление, а распре
делять нагрузку на разные группы мышц.
2. Нельзя допускать односторонности в формировании двига
тельных навыков, т.е. обучения только лазанию, только прыжкам
или метанию. Вместе с тем надо остерегаться разбросанности, бес
системности в упражнениях, нагромождения навыков и умений в
процессе обучения. Это ведет к поверхностному и часто искажен
ному усвоению ребенком движений.
3. Подбирать следует такое сочетание упражнений, которое со
здавало бы условия для наибольшей двигательной активности ребен
ка, так как только при этом условии ребенок может успешно раз
виваться. Бездеятельность и роль наблюдателя на физкультурных
занятиях могут вызвать у ребенка скуку. Высокая двигательная ак
тивность — возрастная особенность детей, способствующая разви
тию всех функций организма.
|
|
4. Благоприятное влияние упражнений на организм ребенка воз
можно лишь при целесообразной смене моментов напряжения и
расслабления, физической нагрузки и отдыха. Поэтому надо подби
рать такие сочетания движений, при которых дети не только активно
упражняются, но и имеют перерывы для восстановления сил.
5. Без многократных повторений невозможно сформировать
динамические стереотипы, составляющие физиологическую основу
двигательных навыков. Повторения еще в большей мере необхо
димы для того, чтобы обеспечить долговременные приспособи
тельные перестройки морфо-функционального порядка, на базе
которых происходят развитие двигательных способностей, закреп-
исние достигнутого и создание предпосылок для дальнейшего про
гресса.
6. Следует принимать всякий раз одно упражнение за ведущее,
на которое педагог должен обращать основное внимание. К этому
упражнению целесообразно подбирать другие (из хорошо извест
ных, ранее разученных детьми), исходя из приведенных выше тре
бований и конкретных задач занятия. Таким образом можно уста
новить определенное соотношение новых, малоизвестных, вновь
5.7
г
Методические основы физической культуры дошкольников
разучиваемых детьми упражнений с упражнениями, в которых происходит совершенствование движений.
Тематическая рабочая программа. Среди многочисленных документов оперативного планирования наиболее важным является тематическая рабочая программа.
|
|
Программа не определяет последовательности изучения разделов и, естественно, тем внутри разделов. Такая последовательность программного материала определяется на местах в конкретном дошкольном учреждении с учетом особенностей, присущих этому учреждению. Весь объем учебного материала распределяется по разделам и темам по принципу от простого к более сложному. Номера тем в каждом разделе программы (прыжки, метания, лазание и т. д.) целесообразно обозначать по порядку от младших групп дошкольников к старшим (сквозная нумерация). Это вносит четкую определенность при планировании последующих документов и исключает путаницу в определении средств для каждого возрастного периода обучения.
К разработке данного документа следует отнестись наиболее ответственно, так как поверхностный подход к учету особенностей формирования у детей системы знаний, умений и навыков может существенно снизить эффективность педагогического процесса, а в ряде случаев привести к отрицательным результатам.
Среди большого количества факторов, влияющих на качество разработки тематической программы, следует учитывать наиболее существенные:
1) анатомо-физиологические и психологические особенности
детей различного возраста;
2) особенности развития движений детей конкретных возраст
ных групп;
3) уровень физического развития и физической подготовленно
сти детей в группах дошкольного учреждения;
4) наличие ограничений в выполнении упражнений детей после
болезни;
5) состав и структуру наиболее сложных технически физических
упражнений и степень воздействия их на опорно-двигательный ап
парат ребенка;
6) степень сложности упражнений для определения количества
повторений их на двух, трех и более физкультурных занятиях;
7) логическую последовательность распределения упражнений
по темам рабочей программы с учетом:
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
• нарастания трудности по технике выполнения и физической на
грузке;
• положительного и отрицательного переноса эффекта от предыду
щих упражнений на последующие в процессе формирования уме
ний и навыков;
• объема двигательных заданий в одном занятии, обеспечивающе
го хорошую восприимчивость детей в процессе освоения движе
ний (осмысливание, свежесть восприятия, эмоциональный фон
и др.);
• возможности изучения техники ряда упражнений в первой части
занятия (выполнения упражнений в движении, размещение в
колонне по одному и т. п.), например ходьба, бег, равновесие.
Поэтому разрабатывать содержание тем таких видов упражнений
следует с учетом форм организации;
8) материальное обеспечение физкультурных занятий (габариты зала, оборудование, инвентарь и др.).
Фрагменты тематической программы по разделу «Метание»
Младшая группа
1. Перекатывание мяча друг другу в парах из положения сидя
ноги врозь;
2. Катание мячей в воротики с расстояния 1,5—2 м;
3. Броски мяча от груди двумя руками;
4. Броски мяча из-за головы двумя руками;
5....
Средняя группа
...20. Броски мяча через веревочку двумя руками от груди;
...23. Метание малого мяча вдаль;
...25. Бросок мяча в стенку и ловля двумя руками;
26....
Старшая группа
...31. Метание малого мяча в вертикальную цель;
...34. Бросок большого мяча в баскетбольную корзину;
35....
Подготовительная группа
...40. Дриблинг. Отбивание мяча от пола на месте, в движении;
...50. Школа мяча у стенки;
51....
Квартальный план. Квартальный план представляет собой по-■ педовательное изложение содержания каждого занятия сезонов
Методические основы физической культуры дошкольников
года. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода образовательного процесса в предыдущих кварталах.
|
|
Разработка плана на квартал начинается с формулирования образовательных задач (задач обучения). Сначала определяются стержневые задачи образовательного процесса в данном квартале.
Определение и планирование задач обучения. Раздел программы, нацеленный на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей, включает физические упражнения, многие из которых изучаются последовательно в нескольких возрастных группах. В связи с этим, чтобы определить стержневую задачу обучения двигательному действию на квартал, необходимо выявить знания и умения, которыми обладают дети перед изучением нового материала, а затем ознакомиться с программой по всем годам обучения, чтобы установить, какие двигательные действия были изучены в предыдущие годы и какие будут изучаться в последующие. Последовательность изложения материала в программе по всем возрастным группам позволит определить стержневую задачу обучения и наметить требования к технике изучаемого упражнения в данном году с учетом содержания программы следующих возрастных групп.
Определив стержневую задачу на квартал, для ее решения необходимо сформулировать частные задачи, в соответствии с которыми разрабатываются основные средства и пути их решения. В роли предписания, указывающего, какие операции и в какой последовательности следует осуществлять, выступает структура обучения двигательному действию.
1. Намеченный образец техники физического упражнения (опи
сание основы, деталей и характеристики техники) позволяет опре
делить очередность изучения его элементов. Формулировка частной
задачи первого или второго этапов обучения чаще всего должна
давать определенный ответ на вопросы «Какую часть физического
упражнения должен освоить ребенок?» или «Какой характеристики
движений при выполнении детьми физического упражнения хочет
добиться педагог на занятии?»
|
|
2. Определение условий практического применения физического
упражнения (в стандартных или усложненных условиях, в сочетании
с другими действиями, в игре, соревновании и т. д.) облегчит кон
кретизацию задач закрепления и совершенствования двигательного
действия.
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
3. При определении частных задач, относящихся к последнему
этапу обучения, их формулировки должны четко отвечать на вопро
сы «Что именно совершенствуется в данном физическом упражне
нии?» или «В каких конкретных условиях это упражнение выполня
ется на занятии?» В связи с тем что ребенок должен знать результат
своей образовательной деятельности, следует предусмотреть в про
грамме обучения специально организованные проверки. Информа
цию о том, какой этап обучения имеется в виду, можно заложить в
формулировку задачи занятия, используя в ней термины, которые
отражают цель данного этапа. Например, «Проверить умение выпол
нять прыжок в высоту» — задача, относящаяся ко второму этапу.
Если заменить слово «умение» на «навык», то она станет задачей
совершенно иного содержания — в первом случае предусмотрено
выявление и оценивание только качественных показателей, причем
обязательно в условиях, позволяющих занимающимся концентриро
вать внимание на технике двигательного действия; во втором — и
качественных, и количественных во взаимосвязи в реальных усло
виях практического применения действия.
4. В программе обучения двигательному действию предусмат
ривается также сообщение основ знаний о технике изучаемого
действия и значения ее частей, о влиянии этого физического уп
ражнения на организм, о правилах обеспечения безопасности при
его выполнении, страховке и помощи при проведении его с 'това
рищами и т. д.
Таким образом, стержневая задача обучения физическому упражнению конкретизируется в квартальном плане в виде системы частных задач, определяющих этапы овладения двигательным действием. Одновременно намечаются основные средства и методические приемы решения каждой частной задачи.
Определение и планирование оздоровительных задач. Возможны разные пути решения этих постоянно действующих задач. Один путь — распределение по занятиям частных оздоровительных задач с учетом характера воздействия на организм средств и методов, используемых для их решения. Другой путь — включение в занятия специальных общеразвивающих упражнений и подвижных игр, компенсирующих недостаточный оздоровительный эффект некоторых упражнений с образовательной направленностью. Наряду с постоянно действующими оздоровительными задачами могут определяться и задачи на относительно короткий период времени (серию занятий, квартал или год). Основанием для постановки таких задач
Методические основы физической культуры дошкольников
могут стать данные физического состояния дошкольников, условий образовательного процесса и их возможных отрицательных влияний. Если будет установлено, что физическое развитие (или некоторые его показатели) детей окажется ниже нормативных требований, то могут возникнуть такие задачи, как, например, «укрепить дыхательные мышцы». Задачи такого типа, а также задачи, связанные с профилактикой нарушений осанки и плоскостопия, успешно решаются при постепенном увеличении воздействия специальных физических упражнений. Во многих программах есть точные указания, каким упражнениям «на осанку» и в каком возрасте следует обучать.
Особое внимание уделяется задачам развития двигательных способностей. Они определяются на основе образовательной программы и данных физической подготовленности детей. Это тем более важно, что без предварительного развития соответствующих способностей часто вообще невозможно решить задачу формирования двигательного навыка. Так, например, вначале необходимо развить силу рук для лазания по канату и только после этого можно приступать к разучиванию техники лазания. Планирование развития двигательных способностей предусматривает выполнение ряда последовательных операций.
1. Определить общую и частные задачи. Для этого следует проанализировать нормативные требования программы и путем тестирования определить наличный уровень развития соответствующих двигательных способностей. На основе полученных данных сформулировать задачи, но так чтобы, во-первых, общая задача была бы предельно конкретной, точно указывающей, какие двигательные способности совершенствуется и с какой целью; во-вторых, ее решение было бы возможно в установленный период времени; в-третьих, частные задачи определялись бы на основе биомеханического анализа изучаемого физического упражнения и особенностей проявления двигательных способностей при его выполнении (это позволит в формулировках частных задач отразить направленное действие на соответствующие мышечные группы).
2. Разработать адекватные частным задачам средства и методы. Избираемые средства должны отвечать особенностям разучиваемого физического упражнения. Выбирая метод развития двигательных способностей, следует учитывать закономерности их развития и комплексность проявления при выполнении изучаемого двигательного действия. Важное значение имеет выбор методики изменения нагрузки от занятия к занятию при соблюдении единства общего
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
и индивидуального подходов. Например, при пользовании «круговой» формой развития двигательных способностей можно в относительно равной степени повышать нагрузку всем детям, так как можно изменять характер и величину воздействия физических упражнений без изменения их количества и концентрации во времени (например, за счет варьирования техники или внешних условий выполнения).
3. Определить количество занятий, на которых будет осуществ
ляться развитие двигательных способностей.
4. Выбрать критерии успешности деятельности детей в решении
общей и частных задач и определить сроки промежуточного и ито
гового тестирований (разумеется, с использованием тестов, приме
ненных для выявления исходного уровня развития двигательных
способностей).
Определение и планирование воспитательных задач. Воспитание трудолюбия, нравственных, волевых и эстетических свойств личности должно осуществляться на каждом занятии при помощи конкретного влияния на волевые качества и поведение детей сопряженно с задачами обучения и физического развития.
Основанием для постановки конкретных воспитательных задач (например, на квартал) могут стать данные наблюдений за поведением детей, бесед с воспитателями; а также анализ возрастных особенностей детей и уровня их воспитанности. Наблюдая за поведением детей, педагог может установить, например, что они неаккуратно обращаются с физкультурным инвентарем. В этом случае он ставит задачу: «воспитывать бережное отношение к физкультурному инвентарю и оборудованию» и намечает основные пути ее решения па протяжении нескольких занятий. Учитывая возрастные особенности психики дошкольников, особое значение приобретают задачи формирования дружелюбного отношения к слабым детям.
Определив общую воспитательную задачу на квартал, следует:
1) наметить частные задачи;
2) разработать пути их решения;
3) определить, какие средства и методы решения задач обучения
и задач физического развития создают предпосылки для одно
временного решения воспитательных задач.
Технология составления квартального плана. После определения мдач и соответствующего учебного материала необходимо распре-пси ить их по занятиям квартала. Эффективность этой операции будет зависеть от умения педагога соразмерить сложность изучаемого
) 2.1
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
двигательного действия с возможностями детей и условиями, в которых будет протекать образовательный процесс.
При распределении учебного материала по занятиям необходимо руководствоваться следующими положениями:
1. Разучивание конкретного двигательного действия целесооб
разно осуществлять на смежных занятиях.
2. Следует избегать разучивания на одном занятии отрицательно
взаимодействующих двигательных действий.
3. Решаемые на занятии задачи должны требовать от детей раз
нообразной познавательной деятельности, а средства — оказывать
разностороннее воздействие на физическое развитие.
4. Количество и содержание задач в одном занятии должно со
ответствовать возможностям детей и материальному обеспечению
занятия.
В практике используются разные варианты оформления квартальных планов. Наиболее целесообразны те из них, которые обеспечивают вариативность последующей работы (табл. 26).
Таблица 26
Примерный квартальный план физкультурных занятий с детьми подготовительной группы
март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||
3 4 | ||||||||||||||||||||||||
Теоретич. свед. | | | |||||||||||||||||||||||
Построения | ||||||||||||||||||||||||
Перестр. с дробл. и сведением | ||||||||||||||||||||||||
Повороты на углах | — | "Г | ||||||||||||||||||||||
ОРУ | ||||||||||||||||||||||||
Комплекс утренней гимнастики | ||||||||||||||||||||||||
Ходьба | _ | |||||||||||||||||||||||
гимн, шагом | * | |||||||||||||||||||||||
змейкой | * | |||||||||||||||||||||||
Бег |
Продолжение табл. 26
Содержание | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||
5 j 6 J 7 j 8 | ||||||||||||||||||||||||
медленный | 1- | * | — | 1- | Г | * | ||||||||||||||||||
быстрый | * | ... | ||||||||||||||||||||||
техника старта | * | |||||||||||||||||||||||
челночный | — | * | ||||||||||||||||||||||
Прыжки | \ | — | ||||||||||||||||||||||
Со скакалкой | * | |||||||||||||||||||||||
в длину с/м | — | - | — | * | ||||||||||||||||||||
в длину с/р | ||||||||||||||||||||||||
в высоту с прямого разбега | — | * | * | — | * | — | ||||||||||||||||||
в высоту с косого разбега | * | — | * | |||||||||||||||||||||
Метания | ||||||||||||||||||||||||
Дриблинг | * | * | ■ | |||||||||||||||||||||
в даль | — | |||||||||||||||||||||||
в верт. цель | * | |||||||||||||||||||||||
в движ. цель | * | |||||||||||||||||||||||
по б/б кольцу | — | * | - | |||||||||||||||||||||
ведение с передачей | ||||||||||||||||||||||||
школа мяча | * | * | ||||||||||||||||||||||
Лазание | —1 | — | ||||||||||||||||||||||
по комб. снаряду | ||||||||||||||||||||||||
по канату (подв.) | * | |||||||||||||||||||||||
по верт. канату | — | * | — | — | — | * | ||||||||||||||||||
Равновесие | ||||||||||||||||||||||||
ходьба по рейке гимн, скамейки | * |