Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 9 страница

:

я

о л a. t-

I-

5|

О) Я

а. я

Рис. 21

Поэтому в программе основное место аанимает практический ком­понент.

Целесообразно, чтобы практический компонент содержал три части: регламентированную, частично регламентированную и нерег-ламентированную.

При всем многообразии физических упражнений, которые могут использоваться педагогами в дошкольном учреждении, в рамках практического компонента содержания программы должен быть очерчен круг обязательных упражнений и выделен в структуре про­граммы в отдельную регламентированную часть. В эту часть должны пойти только физические упражнения, которые: 1) не зависят от климатических и экологических факторов и могут использоваться в течение всего учебного года; 2) не зависят от материально-техниче­ской базы и могут применяться на практике в любом дошкольном учреждении; 3) доступны для реализации педагогом любой квали­фикации и уровня образования; 4) разрешены для использования в дошкольном возрасте; 5) способствуют формированию необходимых для ребенка умений и навыков, применяемых ими в быту и само- етоятельных играх.

Содержание частично регламентированной части предполагает иыбор педагогом физических упражнений из перечня упражнений, представленных в программах по физической культуре дошкольников,



у..;


3 709



Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



                       
   
     
     
 
   
 
 
   
 
 
 

 

исходя из особенностей контингента детей (темперамент, поло-роле­вая принадлежность, состояние здоровья, статус в группе сверстни­ков), что конкретизирует осуществление личностно-ориентированно-го подхода на занятиях физическими упражнениями с дошкольника­ми, а также с учетом материально-технических условий дошкольного учреждения.

Широко известно огромное значение упражнений в основных движениях для гармоничного развития ребенка-дошкольника. Поэ­тому они должны стаи, базой для формирования регламентирован­ной и частично регламентированной частей программы. Упражне­ния частично регламентируемой части, учитывая многообразие раз­новидностей упражнении в основных движениях, должны быть представлены большим перечнем. Упражнения данной части — это усложненные варианты упражнений регламентированной части, ко­торые позволят одновременно совершенствовать сформированные навыки и развивать двигательные способности детей.

Содержание нерегламентированной части выбирается дошколь­ным учреждением самостоятельно, исходя из его видовой направ­ленности, места расположения, материально-технической оснащен­ности, уровня профессиональной квалификации педагога, что предоставит возможность реализовать его творческие способности при организации занятий физическими упражнениями. Нерегламен-тированная часть программы позволит учитывать запросы родителей по обучению их детей различным видам упражнений (стретчинг, фитбол и т. п.).

В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлено право выбирать для своей работы различные педагогические техно­логии. Однако следует помнить, что содержание нерегламентирован­ной части могут составить только те педагогические технологии, которые:

• рекомендованы для использования в работе с детьми дошколь­
ного возраста организациями, отвечающими за физкультурно-
оздоровительную работу в дошкольных учреждениях региона или
России;

• защищены как диссертации по соответствующим научным специ
альностям (например, 13.00.04 — теория и методика физическою
воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физиче
ской культуры, 13.00.07 — дошкольная педагогика и т. п.).
Использование новых технологий, не утвержденных соответст

вующими органами образования и здравоохранения, возможно толь


ко в режиме официального педагогического эксперимента (с офор­млением традиционного пакета документов).

Примерное распределение времени по компонентам и частям программы дано в таблице 33.

При реализации программы педагог может:

1) увеличить время, отведенное на выполнение упражнений рег­
ламентированной части, за счет времени, предусмотренного на уп­
ражнения частично регламентированной и/или нерегламентирован­
ной части, вплоть до использования всего времени занятий урочного
типа;

2) увеличить время, отведенное на проведение частично регла­
ментированной части, за счет времени, предусмотренного для про­
ведения упражнений нерегламентированной части.

В то же время не следует допускать сокращения времени, отве­денного на проведение упражнений регламентированной и частично регламентированных частей.

Таблица 33

Примерное распределение времени по компонентам и частям программы

г:

Практический компонент

Возраст детей .1-4 года I -5 лет
Частично регламентированная часть (%)

Теоретический компонент (%)

Нерегламентированиая часть (%)

Регламентированная часть (%)

35 30 25
 
До 10 До 10 До 10
25 25

До 10

 

5 - 6 лет () 7 лет

 

'HJ

Для наполнения каждой части практического компонента про-граммы конкретным содержанием можно воспользоваться алгорит­мом, представленным на рис. 22.

Выбор упражнений в каждую часть основывается на следующих критериях:

Первый критерий — занятия физическими упражнениями с ипъми должны проводиться круглогодично.

Второй критерий связан с наличием в дошкольном учреждении ' псциально оборудованного помещения для проведения занятий фи-шческими упражнениями. Это в первую очередь касается организа-

занятий плаванием с детьми.

34?


Методические основы физической культуры дошкольников

Зависит выполнс; упражнения от климати
экологичеасих условий?


Требуется специально оборудованное помещение?

"1

Нерегламентированная

Необходимо крупное или нестандартное оборудование?
Необходима специальная подго­товка педагога?

Зависит использование упраж­нения от размеров помещения?

Нет

Имеются ограничении в ис­пользовании упражнений по состоянию здоровья детей?

часть

Частично

Направлено упражнение на формирование тех движений, которые ребенок использует в повседневной жизни - быту, в играх, или способствует созда­нию условий дли этого?


Регламентированная часть

регламентированная часть

Рис. 22. Алгоритм выбора физических упражнений в различные части практического компонента программы


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

Третий критерий выбран с учетом появления нетрадиционного оборудования, инвентаря и невозможностью его повсеместного при­обретения (крупное оборудование, предлагаемое к использованию в дошкольных учреждениях: детские тренажеры, столы для настоль­ного тенниса и т. п. есть не везде, не только в связи с высокой стоимостью, но и невозможностью их размещения в дошкольном учреждении).

Кадровое обеспечение рассматривается как одно из основных средств гарантии качества работы с детьми. Поэтому четвертый критерий касается возможности и желания педагога по освоению инновационных технологий, программ нового поколения.

Пятый критерий позволяет учесть разные условия для проведе­ния занятий в помещении (размеры зала).

Шестой критерий дает возможность учесть состояние здоровья детей.

Седьмой критерий связан с выделенными физическими упраж­нениями оздоровительной направленности и являющимися необхо­димыми для формирования движений, используемых детьми в быту, играх.

Для формирования содержания программы по физической куль­туре дошкольников в первую очередь следует рассмотреть физические упражнения, включенные в существующие программы образования дошкольников, а также рассмотреть упражнения (в основных движе­ниях, подвижные игры), представленные в литературных источниках.

Помимо упражнений, составляющих содержание, в программу не­обходимо включить минимальный перечень оборудования для реали­зации регламентированной части, а также указать целевые ориентиры, описывающие достижения ребенка на момент перехода к новой ступе­ни дошкольного образования, которые задаются системой тестов.

При разработке программы для конкретного дошкольного уч­реждения важно учитывать его видовую направленность.

4.3. Контроль результатов образовательной деятельности дошкольников в области физической культуры

Успешность образовательного процесса по физической культуре if значительной мере обусловлена своевременностью и систематич­ностью контроля, объективностью оценки количественных и каче­ственных показателей усвоения учебного материала, полнотой учета и югов работы за определенный период времени.

.VI9


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



                           
   
       
   
 
 
   
 
       
 
 

 

Содержание контроля определяется спецификой учебно-позна­вательной деятельности детей на физкультурном занятии, а также задачами отдельных этапов образовательного процесса. Контроль обеспечивает обмен информацией между педагогом и детьми о ре­зультатах их совместной деятельности. Педагог получает информа­цию о результатах усвоения детьми учебного материала на основе наблюдений за их действиями и опроса. От педагога к детям инфор­мация передается в виде аргументированных оценок наблюдаемых действий, констатации ошибок и разъяснения путей их исправления. Все это позволяет педагогу своевременно уточнять средства и мето­ды педагогических воздействий.

Объективный и систематический контроль помогает педагогу более точно управлять процессом физического совершенствования детей.

Объективность контроля обеспечивается при определении кри­терия оценки на каждом этапе обучения и дифференцированном подходе к детям.

Систематичность контроля обеспечивается применением контро­ля на различных этапах образовательного процесса.

Виды педагогического контроля

В практике занятий физическими упражнениями с дошкольни­ками, так же как и с другими категориями занимающихся, приме­няют три взаимосвязанных вида контроля: предварительный, теку­щий и итоговый.

Предварительный контроль предназначен для определения го­товности детей к усвоению нового учебного материала. Он прово­дится на первых занятиях перед изучением конкретной темы или раздела программы. Учитываются: степень владения ранее изучен­ными действиями, показатели физической подготовленности, име­ющие существенное значение для предстоящего обучения, и уровень знаний. Данные такого контроля позволяют уточнить план, а впо­следствии при сравнении с результатами текущей и итоговой про­верки объективнее судить о приращениях в знаниях и умениях. На основании результатов предварительного контроля специалист по физической культуре может принять решение об использовании в работе материалов более младшей группы (при недостаточном уров-не сформированности основных движений соответствующих возрас­ту детей) или, наоборот, — более старшей группы (если дети хорошо физически подготовлены).


Необходимо как можно более детально фиксировать результаты предварительной проверки. Для этого заготавливаются протоколы наблюдений, куда кратко, иногда, пользуясь условными обозначе­ниями, вносятся не только количественные, но и качественные по­казатели.

Текущий контроль предназначен для определения результатив­ности обучения и оперативного управления образовательным про­цессом. Он осуществляется в разных формах.

1. Специально организованный вызов для выполнения физиче­
ского упражнения. Количество детей, проверяемых таким образом,
может быть различным. Важно, чтобы в поле зрения педагога попа­
дали все дети, а не только самые сильные или слабые, результаты
которых ярко бросаются в глаза.

2. Наблюдение за одним или несколькими детьми в течение
всего занятия с оценкой любых действий, в том числе и не
относящихся к основным задачам занятия. Дети могут предуп­
реждаться о том, что их действия будут оцениваться. Это имеет
особо важное мобилизующее значение для недостаточно органи­
зованных детей.

3. Устный опрос для проверки усвоения теоретических сведений,
знания правил игр, названия физкультурного инвентаря, понимания
сути движений и т. п. Он может проводиться в любой части занятия
и форме отдельных вопросов, беседы.

Материалом текущей проверки может быть и выполнение до­машних заданий.

Следует помнить, что оценка, с одной стороны, может спо­собствовать формированию у ребенка осознанного управления сво­ими действиями, с другой — она всегда сопровождается эмоцио­нальными переживаниями, что в значительной степени усиливает воздействие, которое может быть как положительным, так и от­рицательным.

Оценку на физкультурном занятии в дошкольном учреждении условно можно разделить на воспитывающую (регулирующую пове-цение детей) и обучающую (определяющую качество выполнения движений).

Исследование Г.П.Лесковой показало, что педагоги значи­тельное внимание уделяют формированию у детей умений зани­маться, а также норм поведения. В оценке воспитывающего ха­рактера отмечается умение детей внимательно слушать, быть ак-швными или сдержанными, честными в выполнении правил.



:55О



Методические основы физической культуры дошкольников

дисциплинированными и т. д. Наряду с этим педагоги системати­чески пользуются в процессе разучивания, закрепления движений и обучающей оценкой, определяя качество их выполнения. Но чаще всего практикуется общая оценка деятельности и поведения детей в конце занятия, где отмечаются и качество освоения дви­жений, и отношение детей к выполнению заданий, их поведение.

Общая оценка в конце занятия нецелесообразна, так как заме­чания обучающего характера в этой оценке практически не воспри­нимаются детьми. Из-за этого снижается и эмоциональное воздей­ствие замечаний воспитывающего характера.

При выборе оценки следует учитывать, что вследствие большой внушаемости детей характеристика их поведения (отрицательного или положительного) является сигналом к соответствующему дейст­вию. Частое повторение отрицательной оценки приводит к тому, что нарушение требований педагога становится для ребенка нормой. Если педагог положительно оценивает поведение детей или выража­ет уверенность в том, что они в дальнейшем поступят как надо, легко решаются вопросы предотвращения нарушений дисциплины, улучшается качество выполнения движений. Подобная реакция на оценку характерна для дошкольников.

В обучении детей движениям оценка, данная по ходу выполне­ния, помогает осмысливать движение, понять ошибки и затем по­вторять движение правильно.

Следует помнить, что неконкретная положительная оценка может создавать у детей хорошее настроение, но мало помогает в устранении ошибок. Оценка, в которой содержится отрицательная характеристика движений детей («Как тяжело ты приземляешься! Постарайся прыгать мягче», «Ну что ты такой неловкий!» и т. п.), действует на формирование навыков крайне неблагоприятно. Мно­гие дети, получившие такую оценку, повторяют одни и те же ошибки на протяжении нескольких занятий. Некоторые начинают допускать ошибки не только в этих, но и в других упражнениях, так как чувствуют себя очень напряженно, боясь сделать непра­вильно.

Хорошие результаты обучения достигаются, если педагог не высказывается отрицательно, а дает указания, как исправить ошибку («Резко взмахни руками, и ты выше прыгнешь!», «Под­тягивай ноги к груди, не зацепишься за веревку» и т. п.). В этих случаях большинство детей исправляют свои ошибки в течение занятия.


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

Таким образом, оценка обучающего характера наиболее результа­тивна тогда, когда она дается по ходу выполнения упражнения или сразу после его окончания. Воздействие на детей такой оценки воз­растает, если она индивидуализирована. В то же время позитивная оценка воспитывающего характера, обращенная ко всем детям, эф­фективна в конце занятия. Особенно нужна такая оценка во вновь созданной группе при введении новых задач по учебной деятельности. Действие позитивной оценки проявляется тем ярче, чем младше дети.

Следует отметить, что существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для дево­чек — кто их оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности оценивается), а девочки бо­лее заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Девочки очень эмо­ционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на оценки, значимые для них. Мальчик обязательно должен понять, чем конкретно недоволен педагог. Девочке нельзя сказать слово «пло­хо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит ей осознать, что именно «плохо» и что надо изменить. Поэтому в оценке следует соблюдать принцип — прежде чем ругать за результат, надо похва­лить за старание.

Давать оценку деятельности следует разными словами. Слово «молодец» более эмоционально значимо для мальчиков. Для девочек это слово не столь эмоционально значимо. Девочкам следует давать чругие положительные оценки, имеющие более сильный эмоцио­нальный компонент, например «умница» и т.д.

Очень важно найти правильную меру полноты комментария, чтобы конкретизировать исправление ошибок, но не перегрузить информацией и не затратить много времени. Анализ ошибок одного ребенка должен быть источником обучения других.

Итоговый контроль необходим для выявления конечных резуль-гатов работы по теме, разделу учебной программы, за весь год. Чаще исего он проводится в виде выполнения детьми контрольных упраж­нений (тестов), результаты которых позволяют оценить не только количественные показатели, но и качественные характеристики вы­полняемых действий.

Итоговый контроль служит основным показателем качества де-ительности как детей, так и педагога.



Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



Общие положения проведения диагностики физической подготовленности детей в дошкольном учреждении

В настоящее время дошкольные учреждения работают по раз­личным образовательным программам. Практически все программы предусматривают необходимость контроля физической подготовлен­ности детей, осуществляемого с помощью тестов (контрольных уп­ражнений).

Тесты — это стандартизированные по содержанию, форме и ус­ловиям выполнения двигательные действия. В теории и методике физической культуры приняты следующие требования к тестам:

• соответствие критериям стандартизации (надежность, информа­
тивность, наличие системы оценки, стандартность условий про­
ведения);

• простота и доступность возможностям испытуемых;

• исключение (по возможности) влияния прошлого двигательного
опыта и морфо-функциональных особенностей развития;

• применение при массовых обследованиях в любых условиях
внешней среды;

• простота используемого для обследования оборудования и ин­
вентаря;

• возможность количественно оценить показанный результат.

В связи с тем что по результатам тестирования в дошкольном учреждении разрабатываются образовательные маршруты для групп детей и проводится ориентация каждого обследуемого на соответст­вующий для него двигательный режим, эта процедура носит назва­ние диагностика.

На протяжении последних двадцати лет происходило изменение взглядов исследователей и методистов на проблему определения фи­зической подготовленности дошкольников.

Многие годы основной программой, используемой в дошколь­ных учреждениях, была «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», базирующаяся на результатах фундаментальных ис­следований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и ряда ве­дущих кафедр дошкольной педагогики страны. В соответствии с этой программой проверка физической подготовленности осущест­влялась педагогом два раза в год на основании имеющихся в науч­но-методической литературе рекомендаций, с учетом предложенных в программе средних показателей развития основных движений и ведущих физических качеств у детей разного возраста.


В методических рекомендациях к «Программе воспитания и обучения в детском саду» предлагалось сравнивать результаты, по­казываемые мальчиками и девочками определенного возраста, с таб­личными показателями. Однако не оговаривалось, как оценивать детей, результаты которых были выше или ниже предложенных нор­мативов.

В 1984 г. В. Н. Новохатько было установлено отсутствие у детей дошкольного возраста достоверных половых различий по показате­лям развития движений (кроме метаний). Это позволило рекомен­довать для педагогической практики разработку нормативов по мо­дельным характеристикам без учета пола ребенка. Предложенные нормативы определяли качественные уровни двигательного развития детей, характеризующиеся как высокий, средний и низкий.

В конце 1980-х —- начале 1990-х гг. XX в. все чаще стали появ-пяться исследования, отмечающие необходимость учета индивиду­альных двигательных возможностей детей, имеющих ключевое место и физкультурно-оздоровительном процессе. Первоначально работы но определению влияния типа конституции на особенности выпол­нения движений и конечный результат в упражнениях проводились с участием детей школьного возраста. Это объясняется тем, что к концу пубертатного периода практически окончательно сформиро-паны все основные черты, характеризующие тот или иной тип кон­ституции. Затем, в связи с переходом школы на обучение детей с Ь лет, были проведены исследования и с участием детей дошколь­ного возраста (В. П. Губа, В. Ю.Давыдов, С. И. Изаак), которые до­казали необходимость учета типа конституции при оценке уровня их физической подготовленности.

Следует отметить, что внедрение в практику физического вос­питания дошкольников тестирования их физической подготовлен­ности оказало в свое время положительное влияние на формирова­ние у педагогов умений планирования и контроля педагогического процесса. В то же время использование в работе с дошкольниками i истемы определения физической подготовленности, разработанной цля школьников, привело к смещению приоритетов от идеи само­реализации и саморазвития личности ребенка в движении к прооб­разу спортивного отбора.

И сегодня еще ряд рекомендуемых в литературе тестов не учи-п.шает индивидуальные особенности детей и специфичности орга­низации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного уч-реждения. В этой связи педагогу, организующему двигательную



Методические основы физической культуры дошкольников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: