Тестирование следует проводить в игровой форме. Педагог показывает правильный вариант выполнения движения.
Педагог может выбрать не только цифровой, но и цветовой вариант оформления контрольного протокола. При использовании цветов рекомендуется следующие сочетания, основанные на принципе светофора: «3» — зеленый цвет; «2» — желтый; «1» — красный. Несформированный навык, соответствующий «О», отмечается черным цветом.
Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
Диагностику физической подготовленности старших дошкольников целесообразно проводить по двум блокам:
1) развитие физических качеств;
2) сформированное^ двигательных навыков.
В первый блок (развитие физических качеств) следует включать тесты, которые не только хорошо зарекомендовали себя в практике физического воспитания дошкольников, но и комплексно характеризуют развитие физических качеств детей. А именно: челночный бег 5 раз по 6 м, прыжок в длину с места, подъем в сед из положения лежа за 30 сек.
|
|
Челночный бег. Испытуемые пробегают дистанцию 30 метров (5 отрезков по 6 метров), перенося поочередно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см). Тестирование проводится парами. На линии старта устанавливается два набора кубиков (по гри). На расстоянии 6 м от линии старта обозначается линия финиша. За линией финиша напротив каждого набора кубиков кладется но обручу. По команде «На старт!» двое тестируемых встают около своих кубиков, по команде «Внимание!» наклоняются к первому кубику, но не касаются его, по команде «Марш!» поочередно переносят кубики в свой обруч (кладут, а не бросают!). Положив по-' исдний (третий) кубик в обруч, дети встают, подняв руку вверх, обозначая окончание выполнения теста. Испытуемым предоставляйся две попытки, учитывается время лучшей попытки в секундах.
Прыжок в длину с места. Ребенок встает у линии старта, касаясь се носками, подседая, отводит руки назад и с махом руками вперед выполняет прыжок, приземляясь на две ноги. Учитывается рассто-нпн- от линии старта до места соприкосновения пяток с грунтом. Нпультат оценивается в сантиметрах по лучшему прыжку из трех
ПОПЫ 1'ОК.
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 4. Технология построения образовательного процесса.
Подъем в сед из положения лежа на спине. Ребенок садится на мат, ноги согнуты в коленях под углом 90°, стопы находятся под нижней рейкой гимнастической стенки, руки на груди скрестно. Из исходного положения ребенок ложится на спину, коснувшись лопатками мата, поднимается в сед и, выпрямляя руки вперед, касается пальцами гимнастической стенки. По команде «Марш!» ребенок старается делать сгибание-разгибание тела как можно быстрее на протяжении 30 секунд. Подсчитывается число полных циклов (цикл считается завершенным, когда ребенок коснулся пальцами перекладины гимнастической стенки).
|
|
В данный блок не входят тесты на гибкость и выносливость, так как результаты их выполнения в значительной степени (более, чем предложенные тесты) зависят от типа конституции ребенка.
Определяя уровень развития физических качеств, следует помнить, что у детей 4—6 лет основные компоненты структуры физических качеств тесно взаимосвязаны между собой, поэтому оценить каждый из них в относительно «чистом» виде практически невозможно. В этой связи отдельные тесты лишь условно характеризуют проявление быстроты, гибкости, силы, ловкости и выносливости.
У детей дошкольного возраста интегрально проявляются способности к двигательной деятельности. Это позволяет в условиях образовательного учреждения оценивать их физическую подготовленность по результатам предложенных тестов.
Если у специалиста по физической культуре возникает необходимость проведения исследовательской работы, конкретно связанной с развитием физических качеств дошкольников, то ему следует подобрать адекватные тесты на каждое из них, а при оценке полученных данных учитывать тип конституции ребенка и особенности прироста результатов при разном начальном уровне.
Второй блок — определение степени сформированности двигательных навыков. В этот блок, на основании перечисленных выше положений, целесообразно включить следующие упражнения: прыжки через короткую скакалку на двух ногах, метание малого мяча в цель удобной рукой и отбивание мяча одной (удобной) рукой.
Прыжки через скакалку. Ребенку предлагается выполнить как можно больше прыжков на двух ногах через короткую скакалку за 30 секунд. Количество выполненных прыжков заносится в протокол.
Метание теннисного мяча в цель (удобной рукой). Метание и обруч диаметром 50 см, высота до центра цели — 1,5 м с расстояния 3 м. В протокол заносится число попаданий в обруч из 5 попыток.
Отбивание мяча. Ребенку предлагается отбивать мяч от пола удобной рукой на протяжении 30 секунд. Фиксируется количество ударов об пол. При потере мяча ребенок подбирает мяч и снова выполняет отбивание до истечения времени. Разрешается небольшое продвижение ребенком в сторону мяча. В протокол заносится общее количество ударов об пол за 30 секунд.
Данные упражнения входят во все общеобразовательные программы, как дошкольные, так и школьные, не требуют сложного и дорогого оборудования, позволяют быстро провести тестирование. Прыжки через скакалку — наиболее предпочтительное упражнение для девочек. Метание в цель — вид движений более предпочтительный для мальчиков. Поэтому низкие результаты в одном виде могут компенсироваться высокими результатами в другом.
Для формирования навыка отбивания мяча от пола используются подготовительные и подводящие упражнения, которые осваиваются детьми уже с младшей группы. Отбивание мяча является важным элементом игры в баскетбол, который изучают в школе. Эти упражнения любят выполнять как мальчики, так и девочки.
Одним из важных характеристик выбранных упражнений является то, что они демонстрируют уровень освоения движений, который соответствует возможностям детей старшего дошкольного возраста и характеризует их физическую готовность к школе. Кроме mro, успех в формировании этих навыков в значительной степени зависит от профессиональной компетентности педагога, что позво-ияет оценить его деятельность.
Для оценки физической подготовленности старших дошкольников используется 6-балльная шкала (от 0 до 5 баллов).
|
|
При этом результаты, относящиеся к «возрастной норме», оцениваются в диапазоне от I до 4 баллов (в зависимости от индиви-цуальных особенностей детей). 0 баллов характеризует результаты, которые не достигают нижнюю границу «возрастной нормы». И 5 баллов оцениваются результаты, превышающие верхнюю границу «козрастной нормы развития детей данного возраста».
Баллы, набранные ребенком отдельно в первом блоке тестов, *и растеризующем развитие физических качеств, и втором блоке за-1НПИЙ, показывающем степень сформированности двигательных на-ВЫ ков, суммируются. Сумма баллов первого блока определяет уро-N01 Hi развития физических качеств. Сумма баллов второго блока — 1 iviiciib сформированности двигательных навыков. По каждому fi/ini у ребенок может набрать за три теста от 0 до 15 баллов.
Методические основы физической культуры дошкольников
Сумма баллов, равная от 0 до 2, говорит о том, что ребенок не соответствует «возрастной норме», должен быть отнесен к «зоне риска», и о необходимости выявить причину, влияющую на его физическое развитие и подготовленность. Для выявления причины отставания в развитии ребенок должен пройти дополнительное тестирование у других специалистов (врачей, психологов и т.д.). Педагог должен учитывать эти знания при планировании индивидуального маршрута развития ребенка.
Если сумма баллов равна от 3 до 12, то можно говорить о развитии ребенка в соответствии с «возрастной нормой». Это означает, что дети могут быть допущены к занятиям физическими упражнениями по любой программе разрешенной в дошкольном учреждении.
Сумма баллов от 13 до 15 означает, что ребенок превышает «возрастную норму» по одному или нескольким показателям, т. е. можно говорить о наличии способностей к двигательной деятельности. При значительном превышении ребенком верхнего уровня норматива педагог может рекомендовать родителям пути развития его способностей в детско-юношеской спортивной школе.
|
|
Однако следует помнить, что специалист по физической культуре не должен стремиться к тому, чтобы все дети показывали результаты «зоны способностей», так как это показатель индивидуальной двигательной одаренности ребенка, а превышение верхнего оптимального граничного уровня «зоны нормы» не ведет к повышению показателей здоровья детей (они такие же, как и в «зоне нормы»). Для того чтобы определить баллы, получаемые ребенком за выполнение того или иного теста, необходимо сравнить результат теста с рассчитанными показателями, представленными в таблице распределения результатов тестирования (табл. 41—47).
Как правило, дети со значительными нарушениями, влияющими на их развитие («зона риска»), встречаются в дошкольных учреждениях редко. Однако педагогам следует обращать на них особое внимание, при необходимости скорректировать программу физического воспитания и разработать индивидуальные маршруты сопровождения на весь период занятий в соответствии с рекомендациями других специалистов дошкольного учреждения.
Знания педагога о возможностях ребенка показывать результаты (как по каждому виду, так и сумма баллов), соответствующие особенностям его индивидуального развития, должны стать основой реализации индивидуального подхода в процессе занятий физическими упражнениями.
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
Дети с высокими результатами развития физических качеств не всегда могут иметь таковые и в сформированное™ двигательных навыков. В то же время дети с низкими показателями развития физических качеств могут иметь хорошие результаты в упражнениях, характеризующих сформированность двигательных навыков. Это свидетельствует об определяющем влиянии педагога на формирование сложных двигательных навыков у детей и, соответственно, возможности характеризовать качество физкультурно-оздоровительной работы: дошкольного учреждения по результатам, показанным дошкольниками во втором блоке тестов.
В этой связи результаты тестирования могут использоваться для оценки инновационных программ, предлагающих изменение содержания занятий физическими упражнениями.
Таблица 41
Распределение результатов тестирования по баллам (мальчики 5 лет)
Тест | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | |
Физические качества | |||||||
Челночный бег 5x6 м (сек) | IX,3 и > | 16,8- 18,2 | 15,3— 16,7 | 13,8-15,2 | 12,3— 13,7 | <12,2 | |
Прыжок в длину с места (см) | <73 | 74-85 | 86-97 | 98—109 | 110-12) | >122 | |
Подъем туловища в сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз) | 0 -2 3-7 | 8-12 | 13-17 | 18-21 | 22 и > | ||
______ Двигательные навыки | |||||||
Прыжки через короткую скакалку 30 сек (кол-во раз) | 2 | 3-4 | 5-6 | 7 и > | |||
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток) | 3-4 | 5-6 | 7 и > | ||||
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек (кол-во раз) | 2-6 | 7-11 | 12-16 | 17 и > |
Таблица 42 Распределение результатов тестирования по баллам (мальчики 6 лет)
Тест
3 балла |
алла 5 баллов
3,0—14,б| 11,4 |
Физические качества
[елночный бег 5x6 м (сек) 18,1 и > 16,4—18,0114,7—16,3j 13,0- |
4—12,9 <П,3
Методические основы физической культуры дошкольников
Окончание табл. 42
4 балла 5 баллов |
3 балла |
Тест |
0 баллов I i балл 2 балла
I
110-121 |
122-133 134 и > |
<86 <7 |
87—99 100—109 |
20 и > |
Прыжок в длину с места (см)
14-16 |
8-10 |
17-19 |
11-13 |
Подъем туловища в сед из
положения лежа 30 сек
Двигательные навыки |
(кол-во раз)
----------- 1----------- l Метание мяча в вертикаль- 0 ную цель (кол-во раз из 5 попыток) |
I Прыжки через короткую ска- I О I калку 30 сек (кол-во раз)
Таблица 43 Распределение результатов тестирования по бамам (мальчики 6 лет)
Тест |
! 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла | 5 баллов
Челночный бег 5x6 м (сек) Прыжок в длину с места (см) Подъем туловища з сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз) |
Физические качества,1 и > 16,4 — J8,o| 14,7 — 16,3 j 13,0 — 14,6
110-121
100-109 |
<86 |
14-16 |
11-13 |
<7 |
ь- |
Двигательные навыки i |
87-99 8-10
2-4 | 5-8 9-11 |
Прыжки через короткую скакалку 30 сек (кол-во раз) | Метание в вертикальную L' цель (кол-во раз из 5 попы- _________ ^___________________ j Отбивание мяча удобной | 0 рукой за 30 сек (кол-во раз) I |
12 и >
18-30 |
4-17 |
31-43 |
44 и >
Таблица 44 Распределение результатов тестирования по бамам (мальчики 7 лет)
I й баллов 1 балл
алла 3 |
Тест |
2 балла 3 балла 4 балла 5 баллон
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
Окончание | табл. 4*1 | |||||
Тест | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла 4 балла | 5 баллов | |
Подъем туловища в сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз) | <8 | 9-11 | 12-14 | 15-17 | 18-20 | 21 и > |
Двигательные навыки | ||||||
Прыжки через короткую скакалку 30 сек (кол-во раз) | 1-5 | 6-10 | 11-16 | 17-22 | 23 и > | |
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток) | 2 | 3 | |||||
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек (кол-во раз) | 1-12 | ................ ~ 13-25 26-38 | 39-51 | 52 и > .. J |
Таблица 45 Распределение результатов тестирования по баллам (девочки 5 лет)
Тест | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Физические качества | ||||||
Челночный бег 5x6 м (сек) | 18,6 и > | 17,1-18,5 | 15,8-17,0 | 14,4-15,7 | 12,9-14,3 | <12,8 |
Прыжок в длину с места (см) | <62 | 63-74 | 75-86 | 87-98 | 99-110 | 111 и > |
Подъем туловища в сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз) | <4 | 5-7 | 8-11 | 12-14 | 15-17 | 18 и > |
Двигательные навыки | ||||||
Прыжки через короткую скакалку 30 сек (кол-во раз) | 2-5 | 6-9 | 10-14 | 15 и > | ||
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток) | ||||||
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек (кол-во раз) | 1-3 | 4-11 | 12-19 | 20-27 | 28 и > |
Таблица 46 Распределение результатов тестирования по баллам (девочки 6 лет)
Тест |
0 баллов |
---------- 1----------
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла 5 баллов
Физические качества
Физические качества
19,2 и > |
! Прыжок |
13,1-14,8 11,4-13,0 |
!i_UZ |
Челночный бег 5x6 м (сек) 18,4 и > 116,6—18,3114,9—16,5
в длину с места (см) |
<86 |
7-103 104-119 120-135 136-151
152 и ■•
Челночный бег 5x6 м (сек)
рыжок в длину с места (см) <80
17,3-19,1 15,4-17,2 13,5-15,3 11,6-13,4
81-92 |
93-104 |
116-126 |
105-115
127 и >
5?!
Методические основы физической культуры дошкольников
Окончание | табл. 4( | |||||
Тест | 0 баллов | ! балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Подъем туловища в сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз) | <6 | 7-10 | П —13 | 14—15 | 16-19 | 20 и > |
Двигательные навыки | ||||||
Прыжки через короткую скакалку 30 сек (кол-во раз) | 1—4 1 5—13 | 14-22 1 23-30 i | 31 и > | |||
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток) | 1 2 | |||||
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек (кол-во раз) | 1-5 | 6-13 | 14-21 22-29 | 30 и > |
Таблица 47 Распределение результатов тестирования по баллам (девочки 7 лет)
Тест | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Физические качестве | ||||||
Челночный бег 5x6 м (сек) | 19,1 и > | 17,1-19,0 | 15,0-17.0 | 12,9-14,9| 10,9—12,8 | <10,8 | |
Прыжок в длину с места (см) | <88 | 89-101 | 102-114 | 115—126 | 127-139 | 140 и > |
Подъем туловиша в сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз) | <7 | 8-1. | 12-14 | 15-17 | 18-21 | 22 и > |
Двигательные навыки | ||||||
Прыжки через короткую скакалку 30 сек (хол-во раз) | 0-1 | 2—9 | 10—17 | 18-25 | 26-33 | 34 и > |
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток) | ||||||
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек (кол-во раз) | 1-10 | 11-23 | 24-37 | 38-51 | 52 и > |
4.4, Педагогический и медицинский контроль здоровья
дошкольников в процессе занятий физическими
упражнениями
I Постоянно ухудшающееся положение со здоровьем детей требу ет изменения отношения к организации физкультурно-оздоровп тельной работы в дошкольных учреждениях. Особенностью постро
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
ения и проведения занятий физическими упражнениями в настоящее время является необходимость учета отклонений в состоянии здоровья дошкольников. Только глубокие знания специалиста по физической культуре о функционировании организма здорового и больного ребенка, а также профессиональное сотрудничество с медицинскими работниками могут гарантировать грамотное построение физкультурных занятий.
Взаимодействие педагогических и медицинских работников дошкольного учреждения
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников. Их совместная деятельность осуществляется в следующих направлениях: