Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 11 страница


Тестирование следует проводить в игровой форме. Педагог по­казывает правильный вариант выполнения движения.

Педагог может выбрать не только цифровой, но и цветовой ва­риант оформления контрольного протокола. При использовании цветов рекомендуется следующие сочетания, основанные на прин­ципе светофора: «3» — зеленый цвет; «2» — желтый; «1» — красный. Несформированный навык, соответствующий «О», отмечается чер­ным цветом.

Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста

Диагностику физической подготовленности старших дошколь­ников целесообразно проводить по двум блокам:

1) развитие физических качеств;

2) сформированное^ двигательных навыков.

В первый блок (развитие физических качеств) следует включать тесты, которые не только хорошо зарекомендовали себя в практике физического воспитания дошкольников, но и комплексно характе­ризуют развитие физических качеств детей. А именно: челночный бег 5 раз по 6 м, прыжок в длину с места, подъем в сед из положения лежа за 30 сек.

Челночный бег. Испытуемые пробегают дистанцию 30 метров (5 отрезков по 6 метров), перенося поочередно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см). Тестирование проводится парами. На линии старта устанавливается два набора кубиков (по гри). На расстоянии 6 м от линии старта обозначается линия фини­ша. За линией финиша напротив каждого набора кубиков кладется но обручу. По команде «На старт!» двое тестируемых встают около своих кубиков, по команде «Внимание!» наклоняются к первому кубику, но не касаются его, по команде «Марш!» поочередно пере­носят кубики в свой обруч (кладут, а не бросают!). Положив по-' исдний (третий) кубик в обруч, дети встают, подняв руку вверх, обозначая окончание выполнения теста. Испытуемым предоставля­йся две попытки, учитывается время лучшей попытки в секундах.

Прыжок в длину с места. Ребенок встает у линии старта, касаясь се носками, подседая, отводит руки назад и с махом руками вперед выполняет прыжок, приземляясь на две ноги. Учитывается рассто-нпн- от линии старта до места соприкосновения пяток с грунтом. Нпультат оценивается в сантиметрах по лучшему прыжку из трех

ПОПЫ 1'ОК.



Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса.



Подъем в сед из положения лежа на спине. Ребенок садится на мат, ноги согнуты в коленях под углом 90°, стопы находятся под нижней рейкой гимнастической стенки, руки на груди скрестно. Из исходного положения ребенок ложится на спину, коснувшись ло­патками мата, поднимается в сед и, выпрямляя руки вперед, каса­ется пальцами гимнастической стенки. По команде «Марш!» ребе­нок старается делать сгибание-разгибание тела как можно быстрее на протяжении 30 секунд. Подсчитывается число полных циклов (цикл считается завершенным, когда ребенок коснулся пальцами перекладины гимнастической стенки).

В данный блок не входят тесты на гибкость и выносливость, так как результаты их выполнения в значительной степени (более, чем предложенные тесты) зависят от типа конституции ребенка.

Определяя уровень развития физических качеств, следует пом­нить, что у детей 4—6 лет основные компоненты структуры физи­ческих качеств тесно взаимосвязаны между собой, поэтому оценить каждый из них в относительно «чистом» виде практически невоз­можно. В этой связи отдельные тесты лишь условно характеризуют проявление быстроты, гибкости, силы, ловкости и выносливости.

У детей дошкольного возраста интегрально проявляются способ­ности к двигательной деятельности. Это позволяет в условиях обра­зовательного учреждения оценивать их физическую подготовлен­ность по результатам предложенных тестов.

Если у специалиста по физической культуре возникает необхо­димость проведения исследовательской работы, конкретно связан­ной с развитием физических качеств дошкольников, то ему следует подобрать адекватные тесты на каждое из них, а при оценке полу­ченных данных учитывать тип конституции ребенка и особенности прироста результатов при разном начальном уровне.

Второй блок — определение степени сформированности двига­тельных навыков. В этот блок, на основании перечисленных выше положений, целесообразно включить следующие упражнения: прыжки через короткую скакалку на двух ногах, метание малого мяча в цель удобной рукой и отбивание мяча одной (удобной) рукой.

Прыжки через скакалку. Ребенку предлагается выполнить как можно больше прыжков на двух ногах через короткую скакалку за 30 секунд. Количество выполненных прыжков заносится в протокол.

Метание теннисного мяча в цель (удобной рукой). Метание и обруч диаметром 50 см, высота до центра цели — 1,5 м с расстояния 3 м. В протокол заносится число попаданий в обруч из 5 попыток.


Отбивание мяча. Ребенку предлагается отбивать мяч от пола удобной рукой на протяжении 30 секунд. Фиксируется количество ударов об пол. При потере мяча ребенок подбирает мяч и снова выполняет отбивание до истечения времени. Разрешается небольшое продвижение ребенком в сторону мяча. В протокол заносится общее количество ударов об пол за 30 секунд.

Данные упражнения входят во все общеобразовательные про­граммы, как дошкольные, так и школьные, не требуют сложного и дорогого оборудования, позволяют быстро провести тестирование. Прыжки через скакалку — наиболее предпочтительное упражнение для девочек. Метание в цель — вид движений более предпочтитель­ный для мальчиков. Поэтому низкие результаты в одном виде могут компенсироваться высокими результатами в другом.

Для формирования навыка отбивания мяча от пола используют­ся подготовительные и подводящие упражнения, которые осваива­ются детьми уже с младшей группы. Отбивание мяча является важ­ным элементом игры в баскетбол, который изучают в школе. Эти упражнения любят выполнять как мальчики, так и девочки.

Одним из важных характеристик выбранных упражнений явля­ется то, что они демонстрируют уровень освоения движений, кото­рый соответствует возможностям детей старшего дошкольного воз­раста и характеризует их физическую готовность к школе. Кроме mro, успех в формировании этих навыков в значительной степени зависит от профессиональной компетентности педагога, что позво-ияет оценить его деятельность.

Для оценки физической подготовленности старших дошкольни­ков используется 6-балльная шкала (от 0 до 5 баллов).

При этом результаты, относящиеся к «возрастной норме», оце­ниваются в диапазоне от I до 4 баллов (в зависимости от индиви-цуальных особенностей детей). 0 баллов характеризует результаты, которые не достигают нижнюю границу «возрастной нормы». И 5 баллов оцениваются результаты, превышающие верхнюю грани­цу «козрастной нормы развития детей данного возраста».

Баллы, набранные ребенком отдельно в первом блоке тестов, *и растеризующем развитие физических качеств, и втором блоке за-1НПИЙ, показывающем степень сформированности двигательных на-ВЫ ков, суммируются. Сумма баллов первого блока определяет уро-N01 Hi развития физических качеств. Сумма баллов второго блока — 1 iviiciib сформированности двигательных навыков. По каждому fi/ini у ребенок может набрать за три теста от 0 до 15 баллов.





           
 
   
 
 
   


Методические основы физической культуры дошкольников

Сумма баллов, равная от 0 до 2, говорит о том, что ребенок не соответствует «возрастной норме», должен быть отнесен к «зоне риска», и о необходимости выявить причину, влияющую на его фи­зическое развитие и подготовленность. Для выявления причины от­ставания в развитии ребенок должен пройти дополнительное тести­рование у других специалистов (врачей, психологов и т.д.). Педагог должен учитывать эти знания при планировании индивидуального маршрута развития ребенка.

Если сумма баллов равна от 3 до 12, то можно говорить о развитии ребенка в соответствии с «возрастной нормой». Это означает, что дети могут быть допущены к занятиям физическими упражнениями по любой программе разрешенной в дошкольном учреждении.

Сумма баллов от 13 до 15 означает, что ребенок превышает «воз­растную норму» по одному или нескольким показателям, т. е. можно говорить о наличии способностей к двигательной деятельности. При значительном превышении ребенком верхнего уровня норматива пе­дагог может рекомендовать родителям пути развития его способно­стей в детско-юношеской спортивной школе.

Однако следует помнить, что специалист по физической куль­туре не должен стремиться к тому, чтобы все дети показывали ре­зультаты «зоны способностей», так как это показатель индивидуаль­ной двигательной одаренности ребенка, а превышение верхнего оп­тимального граничного уровня «зоны нормы» не ведет к повышению показателей здоровья детей (они такие же, как и в «зоне нормы»). Для того чтобы определить баллы, получаемые ребенком за вы­полнение того или иного теста, необходимо сравнить результат теста с рассчитанными показателями, представленными в таблице распре­деления результатов тестирования (табл. 41—47).

Как правило, дети со значительными нарушениями, влияющими на их развитие («зона риска»), встречаются в дошкольных учрежде­ниях редко. Однако педагогам следует обращать на них особое вни­мание, при необходимости скорректировать программу физического воспитания и разработать индивидуальные маршруты сопровожде­ния на весь период занятий в соответствии с рекомендациями других специалистов дошкольного учреждения.

Знания педагога о возможностях ребенка показывать результаты (как по каждому виду, так и сумма баллов), соответствующие осо­бенностям его индивидуального развития, должны стать основой реализации индивидуального подхода в процессе занятий физиче­скими упражнениями.


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

Дети с высокими результатами развития физических качеств не всегда могут иметь таковые и в сформированное™ двигательных навыков. В то же время дети с низкими показателями развития фи­зических качеств могут иметь хорошие результаты в упражнениях, характеризующих сформированность двигательных навыков. Это свидетельствует об определяющем влиянии педагога на формирова­ние сложных двигательных навыков у детей и, соответственно, воз­можности характеризовать качество физкультурно-оздоровительной работы: дошкольного учреждения по результатам, показанным до­школьниками во втором блоке тестов.

В этой связи результаты тестирования могут использоваться для оценки инновационных программ, предлагающих изменение содер­жания занятий физическими упражнениями.

Таблица 41

Распределение результатов тестирования по баллам (мальчики 5 лет)

Тест 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов  
  Физические качества        
Челночный бег 5x6 м (сек) IX,3 и > 16,8- 18,2 15,3— 16,7 13,8-15,2 12,3— 13,7 <12,2  
Прыжок в длину с места (см) <73 74-85 86-97 98—109 110-12) >122  
Подъем туловища в сед из по­ложения лежа 30 сек (кол-во раз) 0 -2 3-7 8-12 13-17 18-21 22 и >  
  ______ Двигательные навыки        
Прыжки через короткую ска­калку 30 сек (кол-во раз)     2 3-4 5-6 7 и >  
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток)       3-4 5-6 7 и >  
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек (кол-во раз)     2-6 7-11 12-16 17 и >  

Таблица 42 Распределение результатов тестирования по баллам (мальчики 6 лет)

Тест

3 балла

алла 5 баллов

3,0—14,б| 11,4

Физические качества

[елночный бег 5x6 м (сек) 18,1 и > 16,4—18,0114,7—16,3j 13,0-

4—12,9 <П,3


                         
   
   
     
 
 
 
 
   
 
 
 
   
     
 
 

 

Методические основы физической культуры дошкольников

Окончание табл. 42

4 балла 5 баллов
3 балла
Тест

0 баллов I i балл 2 балла

I

110-121
122-133 134 и >
<86 <7
87—99 100—109
20 и >

Прыжок в длину с места (см)

14-16
8-10
17-19
11-13

Подъем туловища в сед из

положения лежа 30 сек

Двигательные навыки

(кол-во раз)

----------- 1----------- l Метание мяча в вертикаль- 0 ную цель (кол-во раз из 5 по­пыток)

I Прыжки через короткую ска- I О I калку 30 сек (кол-во раз)

Таблица 43 Распределение результатов тестирования по бамам (мальчики 6 лет)

Тест

! 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла | 5 баллов

Челночный бег 5x6 м (сек) Прыжок в длину с места (см) Подъем туловища з сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз)

Физические качества,1 и > 16,4J8,o| 14,716,3 j 13,014,6

110-121

100-109
<86
14-16
11-13
<7
ь-

Двигательные навыки i

87-99 8-10

2-4 | 5-8 9-11
Прыжки через короткую ска­калку 30 сек (кол-во раз) | Метание в вертикальную L' цель (кол-во раз из 5 попы- _________ ^___________________ j Отбивание мяча удобной | 0 рукой за 30 сек (кол-во раз) I

12 и >

18-30
4-17
31-43

44 и >

Таблица 44 Распределение результатов тестирования по бамам (мальчики 7 лет)

I й баллов 1 балл

алла 3
Тест

2 балла 3 балла 4 балла 5 баллон


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

  Окончание табл. 4*1
Тест 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Подъем туловища в сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз) <8 9-11 12-14 15-17 18-20 21 и >
  Двигательные навыки    
Прыжки через короткую ска­калку 30 сек (кол-во раз)   1-5 6-10 11-16 17-22 23 и >
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток)     2 | 3    
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек (кол-во раз)   1-12 ................ ~ 13-25 26-38 39-51 52 и > .. J

Таблица 45 Распределение результатов тестирования по баллам (девочки 5 лет)

Тест 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
  Физические качества      
Челночный бег 5x6 м (сек) 18,6 и > 17,1-18,5 15,8-17,0 14,4-15,7 12,9-14,3 <12,8
Прыжок в длину с места (см) <62 63-74 75-86 87-98 99-110 111 и >
Подъем туловища в сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз) <4 5-7 8-11 12-14 15-17 18 и >
  Двигательные навыки      
Прыжки через короткую ска­калку 30 сек (кол-во раз)     2-5 6-9 10-14 15 и >
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток)            
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек (кол-во раз)   1-3 4-11 12-19 20-27 28 и >

Таблица 46 Распределение результатов тестирования по баллам (девочки 6 лет)

Тест
0 баллов

---------- 1----------

1 балл
2 балла
3 балла

4 балла 5 баллов



Физические качества


Физические качества



                       
   
       
 
     

19,2 и >
! Прыжок
13,1-14,8 11,4-13,0
!i_UZ

Челночный бег 5x6 м (сек) 18,4 и > 116,6—18,3114,9—16,5

в длину с места (см)
<86

7-103 104-119 120-135 136-151


152 и ■•


Челночный бег 5x6 м (сек)

рыжок в длину с места (см) <80


17,3-19,1 15,4-17,2 13,5-15,3 11,6-13,4

81-92
93-104
116-126

105-115


127 и >




5?!


Методические основы физической культуры дошкольников

      Окончание табл. 4(
Тест 0 баллов ! балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Подъем туловища в сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз) <6 7-10 П —13 14—15 16-19 20 и >
  Двигательные навыки    
Прыжки через короткую ска­калку 30 сек (кол-во раз)   1—4 1 5—13 14-22 1 23-30 i 31 и >
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток)   1 2      
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек (кол-во раз)   1-5 6-13 14-21 22-29 30 и >

Таблица 47 Распределение результатов тестирования по баллам (девочки 7 лет)

Тест 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
  Физические качестве        
Челночный бег 5x6 м (сек) 19,1 и > 17,1-19,0 15,0-17.0 12,9-14,9| 10,9—12,8 <10,8
Прыжок в длину с места (см) <88 89-101 102-114 115—126 127-139 140 и >
Подъем туловиша в сед из положения лежа 30 сек (кол-во раз) <7 8-1. 12-14 15-17 18-21 22 и >
  Двигательные навыки      
Прыжки через короткую ска­калку 30 сек (хол-во раз) 0-1 2—9 10—17 18-25 26-33 34 и >
Метание в вертикальную цель (кол-во раз из 5 попыток)            
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек (кол-во раз)   1-10 11-23 24-37 38-51 52 и >

4.4, Педагогический и медицинский контроль здоровья

дошкольников в процессе занятий физическими

упражнениями

I Постоянно ухудшающееся положение со здоровьем детей требу ет изменения отношения к организации физкультурно-оздоровп тельной работы в дошкольных учреждениях. Особенностью постро


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

ения и проведения занятий физическими упражнениями в настоя­щее время является необходимость учета отклонений в состоянии здоровья дошкольников. Только глубокие знания специалиста по физической культуре о функционировании организма здорового и больного ребенка, а также профессиональное сотрудничество с ме­дицинскими работниками могут гарантировать грамотное постро­ение физкультурных занятий.

Взаимодействие педагогических и медицинских работников дошкольного учреждения

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно лишь при тесном взаимодействии пе­дагогов и медицинских работников. Их совместная деятельность осуществляется в следующих направлениях:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: