Основные формы международной экономической нтеграции

Некоторые импортные барьеры могут носить дискриминационный характер, поскольку облагают налогом товары из одних стран в большей степени, чем из других.

Так в ЕС установлен режим свободной торговли, а импорт из третьих стран ограничивается.

Однако, создание таможенного союза типа ЕС может по разному складываться на положении дискриминирующей страны.

Перед тем, как в этом разобраться дадим несколько определений:

· Зона свободной торговли – устраняются между собой торговые барьеры, сохраняются торговые барьеры с третьими странами. Таможенный контроль на границе сохраняется против импорта из третьих стран, проникающего через низкие таможенные барьеры соседних стран – участников зоны (например: Европейская ассоциация свободной торговли – ЕАСТ).

· Таможенный союз – устраняются все ограничения в торговле, имеется единая система внешних торговых барьеров, чтобы не содержать таможенные службы на внутренних границах. (пример: Европейское экономическое сообщество – ЕЭС).

· Общий рынок – помимо свободы торговли – свобода перемещения факторов производства (миграция рабочей силы и капитала) – ЕС.

· Полный экономический союз - унификация экономической политики стран – участниц, включая денежную, налоговую, социальную (например: Бельгия и Люксембург).

Получила развитие после второй мировой войны.

«Интеграция» означает объединение, базирующееся на развитии устойчивых взаимосвязей и разделение труда между национальными хозяйствами.

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей.

Экономическая интеграция может принимать самые различные формы, самой простой из них зона преференц.торговли, при которой страны-участницы предоставляют друг другу льготы во взаимной торговле. Более развитой формой является зона свободной торговли (СЭЗ). В настоящее время их свыше 1000.

СЭЗ — это географические территории, которым политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым режим хозяйственной деятельности.

Главная цель их создания — более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда, рост экспорта конкурентоспособной продукции и увеличение потока валюты в страну. Очень важно, чтобы при создании СЭЗ ее цели были четко определены, так как обуславливают выбор системы льгот, предоставляемых на данной территории.

Первоначально СЭЗ — особая территория крупного морского порта или примыкающего к нему района, выделенная из таможенной территории страны для свободного ввоза и вывоза товаров. Статус свободных портов имели Ливорно(1547), Генуя(1595), Венеция(1661), Марсель(1669), Одесса(1817), Владивосток(1862), Батуми(1878). В настоящее время статус имеют Женевпорт(Швейцария), Манаус(Бразилия), Сулина(Румыния). В данных портах товар мог храниться определенное время, а затем либо вывозился без пошлины обратно, либо с уплатой пошлины попадал на внутренний рынок.

По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств «свободные порты» стали видоизменяться в СЭЗ, где все большее значение приобретала переработка товаров. В начале 60-х СЭЗ становятся местом обработки и трансформации товаров при льготных условиях экспорта. С 80-х годов СЭЗ стали использоваться для преодоления застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела, развития отдельных регионов.

В 1973 году было дано определение коммерческой и промышленной свободных зон.

Коммерческая — допуск товаров для дальнейшей продажу.

Промышленная — здесь товары могут быть подвергнуты разрешенным операциям по переработке.

Существует два подхода к образованию СЭЗ.

Территориальная концепция подразумевает часть территории принимающего государства, выделенную из остальной его территории и пользующейся специальным льготным режимом.

Точечная концепция отождествляет зону с преференц.режимом, который предоставляется определенному виду деятельности, географическое положение при этом не имеет никакого значения. В этом случае в режиме зоны могут действовать отдельные конкретные предприятия. Фирмы сами выбирают оптимальный район для развертывания своей деятельности.

СЭЗ могут происходить по инициативе властей и в рамках государственной программы(Южная Корея). В другом случае имеет место самоорганизация. Среди критериев выбора места для СЭЗ могут быть территориальная, национальная и производственная инфраструктура, отраслевая структура.

Среди льгот, предоставляемым инвесторам, выделяют налоговые льготы, предполагающие снижение ставки налогообложения и предоставление длительного срока освобождения от его уплаты. Например, в Китае для СЭЗ корпоративный налог равен 15%, а во внутреннем Китае-33%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: