1. Объект психологии - одна из самых сложных плохоопределенных реальностей для научного анализа.
В пси совпадает S познания и О познания. + О научного познания становится и сам процесс познания..
2. Место методологии психологии в ряду других наук по схеме Кедрова, где психология на пересечении всех наук, в середине треугольника (его окончания: философия, естественные науки, социальные науки)
3. Психические процессы и феномены в принципе недоступны объективному внешнему наблюдению, но зато значительная их часть открывается субъекту в процессе самонаблюдения (интроспекции) не опирающегося на какие-то средства
- Психологические свойства и особенности человека находятся в непрерывном изменении и развитии, знания часто устаревают раньше, чем мы успеем их использовать.
- Процедуры и методики психологического исследования и обследования неизбежно вносят изменения в изучаемую реальность.
- Знание методологии ведет к понижению риска манипуляции.
- Психологическое знание несет большую мировоззренческую нагрузку, поскольку оно имеет самое непосредственное отношение к ответам на вопросы о сущности личности; о природе человеческих ценностей, определяющих отношение к миру; о смысле существования человека и его месте в мире.
- Психология, являясь одновременно естественной и гуманитарной наукой, использует самый широкий спектр методов и процедур исследования по сравнению с любой другой наукой.
- В психологии параллельно существует множество парадигм, которые, однажды появившись, не сходят со сцены порой в течение столетий.
- Эмпирические факты и теории образуют такой труднорасчленимый синкрет, что при описании психологической реальности невозможно сколько-нибудь последовательно реализовать один подход, не привлекая понятия и объяснительные принципы разных теорий, часто противоречивых и даже несовместимых.
- В психологии до сих пор не произошло достаточно полного и четкого размежевания научного и околонаучного и даже откровенно псевдонаучного знания. Такая непоследовательность является результатом недоступности изучения наиболее сложных психологических феноменов с помощью достаточно строгих методов. Кроме того, нет устоявшихся критериев научности, которые позволили бы разделить миф и теорию.
|
|