Функции методологии в научном познании

Структура методологического знания.

1) уровень философской методологии;

2) уровень конкретно-научной методологии;

3) уровень общенаучных принципов и форм исследования;

4) уровень методики и техники исследования.

Уровень философской методологии

Анализ наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом

- осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития

- дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (в том числе и методологических результатов)

Уровень общенаучных принципов и форм исследования

Логическая организация и формализация специально-научного содержания. Направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах. Через них преломляются философско-методологические принципы.

• содержательные общенаучные концепции типа концепции ноосфеРы В.И. Вернадского

• универсальные концептуальные системы: общая теория систем Л. фон Берталанфи

• собственно методологические или логико-методологические концепции. структурализм в языкознании и этнографии, структурно-функциональный анализ в социологии, системный анализ, логический анализ и др.

Уровень конкретно-научной методологии

Применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания.

Уровень методики и техники исследования

Описание способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей. Призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонаучных теорий.

Дифференциация уровней нужна, чтобы избежать

- переоценки общности знаний низких уровней

- непосредственного переноса закономерностей с верхний уровней без преломления в частные области знания

Кроме уровней, есть еще объединение в методологические подходы. Их надо применять рефлексивно.

Функции методологии в научном познании.

Дескриптивная методология — рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам

- функция катализации, стимулирования познания, проблематизация, формирование творческой личности ученого

- интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и формпознания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.

- Стратегия развития науки, оценка перспективности направлений.

- Мировоззренческая интерпретация результатов

Нормативная методология — рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности), улучшает организационную сторону исследований.

Познавательная ситуация включает в себя:

- познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами)

- предмет исследования

- требования к продукту

- средства организации и реализации научного исследования

Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.

Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для кот. выявлены устойчивые и необходимые связи между отд. ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Процесс построения объекта невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы.

Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с пом. которых расчленяется объект иссл. и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

Понятию предмета иссл. противопоставляется не объект (т.к. один и тот же объект может входить в несколько в предмет нескольких наук), а эмпирическая область – совокупность научных фактов и описаний, из них вытекает объект иссл-я.

Любая успешная реализация метод. принципа это вклад в конкретную науку и методологию!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: