Финансовые методы государственной поддержки развития лизинга

Для привлечения финансовых ресурсов в инвестиции предприятий путем проведения лизинговых операций по­мимо создания законодательной и нормативной базы не­обходимо обеспечить благоприятные для этого экономи­ческие условия, которые должны быть гарантированы го­сударством. Эти условия определяются налоговыми льго­тами, применением метода ускоренной амортизации обо­рудования, взятого в лизинг, таможенным и валютным регулированием лизинговых операций.

Законодательно определены основные меры государ­ственной поддержки лизинговой деятельности. Рассмот­рим их применительно к участникам лизинговой сделки. Для лизингодателя:

Ø освобождение лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых ус­луг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга;

Ø освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет;

Ø включение в себестоимость продукции (работ, ус­луг) в порядке формирования финансовых результатов, учи­тываемых при налогообложении прибыли, платежей по процентам за полученные заемные средства, в том числе кредиты банков и других организаций, используемые субъектами лизинга для осуществления операций финан­сового лизинга, а также лизинговых платежей по опера­циям финансового лизинга;

Ø частичное освобождение от уплаты таможенных по­шлин и налогов в отношении временно ввозимой на тер­риторию Российской Федерации продукции, являющейся объектом международного лизинга.

Для банков (или других кредитных учреждений):

Ø освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от предоставления кредитов на срок от трех лет и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров).

Для лизингополучателя:

Ø уменьшение размеров платежей налога на имуще­ство предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга отражается на балансе лизингополучателя только в случае перехода имущества в его собственность по истечении до­говора лизинга. До окончания лизинговой сделки оно чис­лится на балансе лизингодателя;

Ø снижение размеров платежей налога на прибыль, по­скольку лизинговые платежи относятся на затраты, вклю­чаемые в себестоимость продукции. Кроме того, у лизин­гополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, погашению амортизации, выплате части налогов и обслуживанию долга учет осуществляет лизинговая компания. Важно отметить, что в договоре о финансовом лизинге можно предусмотреть использование более экономичных, гибких схем погашения задолженно­сти по лизинговым платежам.

Для изготовителя лизингового оборудования:

Ø возможность гарантированного сбыта своего обо­рудования, увеличения дохода от реализации комплек­тующего оборудования и запасных частей к проданному на условиях лизинга оборудованию, осуществления его сервисного обслуживания и модернизации.

Таким образом, всем основным участникам сделки предусмотрены льготы при ее проведении. Однако на прак­тике те налоговые льготы, которые можно реализовать только путем внесения изменений в соответствующие фе­деральные законы, очень долго находятся на стадии рас­смотрения Государственной Думой РФ.

Налоговые льготы — тот основной финансовый метод, который позволил лизингу получить быстрое развитие в зарубежных странах. При этом чем больше льгот предос­тавляется, тем быстрее развивается лизинг.

Для эффективного проведения лизинговых сделок в России пока не сформировалась благоприятная налоговая политика по развитию лизинга в инвестиционной деятель­ности предприятий. Это связано с отсутствием четко вы­раженной политики государства в области налогов, а также сравнительно небольшим опытом использования фи­нансового лизинга в инвестиционной деятельности оте­чественных предприятий.

Аналогичная проблема возникает у предприятий, из­готавливающих на оборудовании, взятом в лизинг, про­дукцию, предназначенную на экспорт.

Согласно п. 21 Инструкции Министерства РФ по на­логам и сборам № 39 при экспорте организациями (пред­приятиями) товаров, работ и услуг суммы налогов на до­бавленную стоимость, фактически уплаченные поставщи­кам за приобретенные материальные ресурсы, выполнен­ные работы и услуги, засчитываются в счет предстоящих платежей налогов или возмещаются из средств федераль­ного бюджета на основании представленных в налоговый орган в обязательном порядке документов, подтверждаю­щих факт поступления средств на счет российского экс­портера от иностранного покупателя. Таким образом, по­скольку экспортная продукция освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), перед предпри­ятием, изготавливающим на лизинговом оборудовании продукцию на экспорт, также возникает не имеющая удовлетворительного решения проблема его возмещения. В наибольшей степени при изложенном действующем порядке зачета сумм НДС страдают лизингополучатели, продукция которых освобождена от уплаты данного нало­га. Дело в том, что стоимость оборудования, которое пе­редается в лизинг, учитывается согласно п. 48 указанной Инструкции. В результате для лизингополучателя увели­чивается доля лизинговых платежей, приходящихся на воз­мещение стоимости оборудования. Кроме того, НДС, уп­лаченный в составе лизинговых платежей, не возмещает­ся, а относится на издержки производства.

Следующая проблема связана с порядком применения льгот при приобретении в лизинг импортного тех­нологического оборудования и запасных частей к нему. Согласно Закону РФ «О внесении изменений и дополне­ний в Закон Российской Федерации «О налоге на добав­ленную стоимость» от 6 декабря 1994 г. № 57-ФЗ данное оборудование освобождено от уплаты НДС. Перечень технологического оборудования, освобожденного от НДС, ут­вержден приказом Государственного таможенного коми­тета РФ от 13 апреля 1995 г. 248 «Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога при ввозе на территорию Российской Федерации отдельных товаров».

Перечень технологического оборудования, освобож­денного от уплаты НДС, довольно обширен, поэтому боль­шинство видов импортного оборудования привлекательно для проведения эффективных лизинговых сделок. Вместе с тем для аналогичного отечественного оборудования, при­обретаемого лизинговыми компаниями, никаких льгот по НДС нет, что ставит в невыгодные экономические усло­вия отечественных изготовителей.

В целях создания привлекательных экономических ус­ловий для развития лизинга можно предложить следующие изменения в налоговых льготах по уплате НДС.

1. Распространить действие Закона РФ от 1 апреля 1996 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную сто­имость», согласно которому лизинговые платежи малых предприятий освобождены от уплаты НДС с 1 января 1996 г., на все предприятия, которые имеют лицензию на лизин­говую деятельность.

2. Предоставлять подобную льготу по НДС целесооб­разно на определенный срок, например, три года, с воз­можной ее отменой, если взятое в лизинг оборудование использовалось не по назначению или предприятие не смогло обеспечить эффективную его эксплуатацию. Сте­пень ответственности участников лизинговой сделки оп­ределяется условиями договора о финансовом лизинге.

3. Предусмотреть возможность возврата НДС, упла­ченного в составе лизинговых платежей, из бюджета, если лизингополучатель не имеет возможности зачесть его из-за отсутствия достаточной суммы НДС по реализации соб­ственной продукции.

4. Срок предоставления льготы по НДС с лизинговых платежей по договорам предоставлять по каждому пред­приятию в отдельности с даты получения лицензии на; проведение лизинговой деятельности.

К финансовым методам государственной поддержки увеличения объема лизинговых операций относится не только система льгот по взиманию НДС, но и освобож­дение от налога на прибыль.

При обеспечении государственной поддержки развития лизинга государству следует коренным образом менять на­логовую политику, дифференцированно относиться к пре­доставлению налоговых льгот. При этом следует ориенти­роваться на конечную эффективность льготы. В частности, налоговые льготы, связанные с отменой НДС, при прове­дении лизинговых операций по закупке оборудования в лизинг, по нашему мнению, можно предоставлять только на определенный срок (например, на три года). Если пред­приятие не обеспечивает эффективную эксплуатацию взя­того в лизинг оборудования либо оно используется не по назначению, то, во-первых, такая льгота для него отменяет­ся, а во-вторых, ему предъявляется платеж в бюджет в раз­мере предоставленной льготы. Степень ответственности участников лизинговой сделки определяется условиями договора о финансовом лизинге.

Финансовые методы государственной поддержки, как бы ни была велика их роль в развитии финансового лизин­га в инвестиционной деятельности предприятий, тем не менее не в состоянии обеспечить широкое его развитие, если применяются без учета других форм государственной поддержки лизинговой деятельности. Федеральным зако­ном «О лизинге», роль которого для развития лизинга в стране трудно переоценить, предусмотрен ряд организаци­онных и правовых мер такой государственной поддержки. Следующая группа проблем связана с выбором наибо­лее приемлемой методики расчета платежей по операци­ям лизинга в инвестиционной деятельности предприятий. Определение размера, формы, периодичности выплат, а также выбор метода расчета общей суммы лизинговых платежей имеют большое значение для обеспечения свое­временного и полного финансирования затрат по обяза­тельствам лизингового договора. Данные проблемы воз­никают на третьем этапе лизинговой сделки — при ис­пользовании объекта лизинга, поэтому их решение возла­гается на лизингополучателя.

ГЛАВА 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: