Расчет среднемесячной стоимости оборудования, долл

Расчетный месяц Стоимость оборудования на начало месяца Сумма амортизационных отчислений Стоимость оборудования на конец месяца Среднемесячная стоимость оборудования
  445 000   440 550 442 775
      436 100 438 325
  436 100   431 650 433 875
  431 650   427 200 429 425
  427 200   422 750 424 975
  422 750     420 525
  418 300   413 850  
        411 625
  409 400   404 950 407 175
        402 725
      396 050 398 275
  396 050   391 600 393 825
  391 600   387 150 389 375
  387 150   382 700 384 925
  382 700   378 250 380 475
  378 250   373 800 376 025
  373 800   369 350 371 575
  369 350   364 900 367 125
  364 900   360 450 362 675
  360 450   356 000 358 225
  356 000   351 550 353 775
  351 550   347 100 349 325
  347 100   342 650 344 875
  342 650   338 200 340 425

Таблица 8.3

Сводные итоги расчета общего размера лизингового платежа, долл.

Расчетный месяц АО ПК КВ ДУ НДС ЛП
            19 729
            19 595
            19 445
            19 302
            19 144
            19 016
            18 876
            18 768
            18 590
            18 448
            18 306
            18 163
            18 022
            17 878
            17 736
            17 593
            17 446
            17 309
            17 167
            17 023
            16 882
            16 739
             
             
Всего           434 198
То же в% 24,6 37,1 21,6 1,0 16,7  

Таким образом, рассчитанный общий размер лизинго­вого платежа составляет 434 198 долл. При этом сумма лизинговых взносов равна 18 091,58 долл. (434 198: 24).

III. На третьем этапе расчетов составляется график уплаты лизинговых взносов. В нашем примере платежи лизингополучателя начинаются по условиям договора с даты приемки оборудования. Первый был осуществлен по состоянию на 1 декабря 2000 г. Последний взнос должен быть произведен 1 декабря 2002 г. Договором предусмот­рено осуществлять все взносы помесячно равными доля­ми в сумме 18 091,58 долл.

IV. На четвертом этапе производится корректировка базовой величины общей суммы лизинговых платежей на индекс изменения цен на оборудование:

Стоимость оборудования на 1 декабря 2000 г. – 445 000 долл.

Стоимость оборудования на 1 декабря 2001 г. – 431 650 долл.

Стоимость оборудования на 1 декабря 2002 г. – 450 000 долл.

Индекс роста цен на данное оборудование по состоянию

на 1 декабря 2001 г. (431 650: 445 000) – 0,97

Индекс роста цен на данное оборудование по состоянию

на 1 декабря 2002 г. (450 000: 445 000) – 1,05

Лизинговые платежи с учетом изменения индекса цен

за первый год (227 382 ´ 0,97) – 220 560 долл.

Лизинговые платежи с учетом изменения индекса цен

за второй год (206816 ´ 1,05) – 217 157 долл.

Таким образом, в результате изменения цен лизинговые платежи уменьшились на 3519 долл. (434 198 — (220 560 + 217 157)).

Корректировку базовой величины общей суммы ли­зинговых платежей достаточно проводить один раз в год. Если цены в течение действия лизингового договора на оборудование быстро меняются, то в договоре по согласо­ванию сторон можно предусмотреть проведение такой корректировки еще квартально. Индексирование суммы ли­зинговых платежей производится в конце расчетного пе­риода за каждый год в отдельности по фактическому из­менению цен на оборудование, взятое в лизинг.

V. На данном этапе расчетов корректируется базовая величина общей суммы лизинговых платежей в зависи­мости от эффективности использования взятого в лизинг оборудования. Если оно используется по своему назначе­нию и эффективно, то предоставляется льгота по налогу на добавленную стоимость. Если эти условия не выполня­ются, предприятие лишается льготы и суммы лизинговых платежей соответственно увеличиваются.

Продолжим пример расчета лизинговых платежей. Допустим, что лизингодателю предоставлена на два года льгота с полным освобождением от уплаты НДС. В расчет общего размера лизингового платежа при этом НДС в сумме 72 361 долл. не включается и лизингополучателю не предъявляется.

Налоговой проверкой было установлено, что начиная с 1 декабря 2001 г. данное оборудование по вине лизингопо­лучателя используется не по назначению. В связи с этим налоговая инспекция предъявляет лизингодателю требова­ние платежа по НДС за второй год лизинга, который вклю­чается с 1 декабря 2001 г. в состав лизинговых платежей и взыскивается с лизингополучателя в сумме 34 470 долл. (за 13—24-й месяцы, см. табл. 8.3). Предъявление данного пла­тежа должно производиться с того месяца, в течение кото­рого был установлен факт использования оборудования не по назначению.

Таким образом, общая сумма размера лизингового пла­тежа должна быть уменьшена на величину льготы по НДС за первый год договора в сумме 37 891 долл. и увеличена на 34 470 долл. за второй год договора.

VI. На этом этапе корректируется базовая величина об­щей суммы лизинговых платежей, если применяется меха­низм ускоренной амортизации. Допустим, что в нашем примере в соответствии с условиями договора финансо­вого лизинга применяется механизм амортизации с коэф­фициентом 2. В этом случае сумма амортизации, включа­емая в лизинговый платеж, увеличивается в два раза и бу­дет составлять 213 600 долл. (106 800 ´ 2, см. табл. 8.3). Соответственно пересчитывается сумма НДС, если она была предъявлена лизингодателю, и общая сумма лизин­гового платежа.

Таким образом, на конкретном примере была усо­вершенствована методика расчета лизинговых платежей с учетом задач инвестиционной деятельности предприя­тий. Однако даже самая совершенная методика может быть не востребована, если инвестиционный проект ис­пользования лизингового оборудования недостаточно эф­фективен.

8.2. Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов использования лизингового оборудования

Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов использования лизингового оборудования за­нимает важное место в процессе обоснования выбора аль­тернативных вариантов вложения средств.

Ошибочно считать, что достоверная оценка эффек­тивности проекта необходима только аналитикам банков, инвестиционных фондов и других финансовых институтов, которые будут эти проекты анализировать и решать во­прос, стоит ли под них выделять лизингодателю финансо­вые ресурсы для закупки оборудования. Прежде всего эти проекты необходимы самому предприятию (лизингополу­чателю), экономисты которого должны сначала их готовить, а уже потом заниматься реализацией. При всех про­чих благоприятных показателях инвестиционного проекта лизингополучатель никогда не сможет его реализовать, если не докажет эффективность использования взятого в ли­зинг оборудования.

Достижение такого результата инвестиций является ключевой задачей финансово-экономической оценки лю­бого проекта вложения средств в приобретенное лизинго­вое оборудование. Экономически грамотное и достовер­ное проведение подобной оценки — сложная задача для участников лизинговой сделки, что объясняется следую­щими причинами:

Ø инвестиционные расходы, включаемые в лизинговые платежи лизингополучателя, при финансовом лизинге осу­ществляются достаточно длительный период времени, в разные годы которого могут складываться различные эко­номические условия;

Ø соответственно срокам лизинговых платежей дли­телен и процесс получения экономических результатов от реализации инвестиционных проектов;

Ø осуществление продолжительных по времени ли­зинговых сделок приводит к росту неопределенности при оценке всех аспектов инвестирования и риску ошибки в оценке инвестиционного проекта.

Именно эти объективные причины ставят проблему выбора специальных методов финансово-экономической оценки инвестиционных проектов использования лизин­гового оборудования, позволяющих принимать достаточ­но обоснованные управленческие решения с минимально возможным уровнем погрешности.

Рассматриваемая проблема усложняется экономической ситуацией в России, пока не благоприятствующей разви­тию лизинга в инвестиционной деятельности предприя­тий, а также недостаточной экономической грамотностью разработчиков инвестиционных проектов на большинстве предприятий.

Однако несмотря на это, все большее число банков, промышленно-финансовых и инвестиционных компа­ний, лизинговых фирм и предприятий проявляют повышенный интерес к современным методам оценки инве­стиционных проектов. Факт возрастающего интереса уча­стников лизинговых сделок к методам разработки и оцен­ки инвестиционных проектов объясняется необхо­димостью выполнения подробного инвестиционного исследования как одного из возможных путей сниже­ния риска инвестирования в крайне нестабильных экономических условиях.

Как правило, для финансово-экономической оценки инвестиционных проектов использования лизингового оборудования применяются стандартные методы промыш­ленных технико-экономических исследований. Наиболее часто применяется так называемая Методика ЮНИДО1, основанная на сопоставлении планируемых величин при­токов и оттоков денежных средств.

___________________

1 ЮНИДО — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.

Учитывая, что для проведения всесторонних финан­сово-экономических расчетов к инвестиционным проектам необходимо выполнять значительное количество вычис­лений, специалистами используются разнообразные про­граммные средства. Наиболее известен пакет COMFAR, разработанный Центром промышленных технико-эконо­мических исследований ЮНИДО и успешно реализующий одноименную методику.

Из отечественных разработчиков, наиболее близко по­дошедших к решению проблемы создания методики дос­товерной финансово-экономической оценки инве­стиционных проектов, можно назвать фирмы «Инэк», «Кивер», специалистов Российской академии управления. Дальше всех, на наш взгляд, в этом направление удалось продвинуться разработчикам программного продукта «Аль-инвест». Ими подготовлена и реализуется Петербургской исследовательско - консультационной фирмой «Альт» соот­ветствующая компьютерная программа. Компьютерный продукт «Аль-инвест» в методическом отношении анало­гичен пакету программ COMFAR, но в отличие от после­днего адаптирован к российской системе налогообложе­ния и бухгалтерской отчетности. Однако опыт работ по финансово-экономической оценке инвестиционных про­ектов, реализуемых на территории России с использова­нием стандартных, международно признанных подходов, показал их методическую недостаточность.

Это связано прежде всего с проблемами учета ин­фляции. Например, рекомендуемый Методикой ЮНИДО расчет в постоянных ценах (в случае финансирования ин­вестиционных проектов за счет банковских кредитов) тре­бует стабильной ставки банковского процента, что в дей­ствующих экономических условиях является практически неразрешимой задачей.

В случае же выполнения расчетов в текущих (номи­нальных) ценах возникает проблема прогнозирования выз­ванного инфляцией роста цен на производимую в рамках лизингового инвестиционного проекта продукцию и издер­жек производства, что при длительной, в течение 5—7 лет, жизни проекта также весьма затруднительно.

Краткий обзор проблем использования методов и ус­ловий проведения финансово-экономической оценки ин­вестиционных проектов позволяет сделать следующие пред­варительные выводы.

1. Для финансово-экономической оценки лизинговых проектов используются стандартные методы разработки и анализа проектов вложения средств в производство. Име­ющиеся методические разработки ориентируются только на потребности лизингодателя.

2. Расчеты к инвестиционным проектам достаточно тру­доемки, поэтому специалистами-разработчиками проек­тов применяются разнообразные программные средства. Имеющиеся компьютерные программы не могут обеспе­чить достоверную финансово-экономическую оценку ин­вестиционных проектов из-за трудностей прогнозирова­ния основных макроэкономических показателей развития экономики России.

3. Необходимым компромиссным условием достижения достаточно достоверных результатов оценки ин­вестиционных проектов может быть производство расчетов в постоянных ценах.

4. Выбор наиболее приемлемой для лизингополучателя методики финансово-экономической оценки инвестиционного проекта существенно зависит от масштабов инвестиций предприятия, осуществляющего закупки оборудования на условиях лизинга. Для однократной и небольшой по сумме лизинговой сделки нет необходимости применять дорогостоящие исследования и расчеты. Дос­таточно использовать упрощенную методику финансово-экономической оценки, позволяющую оценить инвести­ционный проект с допустимым для лизингополучателя уровнем возможной погрешности.

Рассмотрим возможности совершенствования финан­сово-экономической оценки инвестиционных проектов использования лизингового оборудования. Наиболее из­вестны пять основных методов оценки экономической привлекательности инвестиций:

Ø определение чистой текущей стоимости,

Ø расчет рентабельности инвестиций,

Ø расчет внутренней нормы прибыли,

Ø расчет периода окупаемости инвестиций,

Ø определение бухгалтерской рентабельности инве­стиций.

Наиболее часто применяются первые три метода, ос­нованные на определении чистой текущей стоимости, рас­четах рентабельности инвестиций и внутренней нормы прибыли, базирующиеся на применении концепции дис­контирования. Методы расчета периода окупаемости и определения бухгалтерской рентабельности инвестиций не предполагают использование концепции дисконтирования.

Метод определения чистой текущей стоимости. Этот метод основан на определении чистой текущей стоимос­ти, на которую доход фирмы может прирасти в результате реализации инвестиционного проекта. При этом исходят из двух предпосылок: любая фирма стремится к максими­зации доходов и разновременные затраты имеют неодина­ковую стоимость.

Широкая распространенность данного метода оценки приемлемости инвестиций обусловлена его универ­сальностью. При разных комбинациях исходных для рас­четов условий он позволяет дать достаточно достоверный ответ на вопрос, способствует ли анализируемый вариант инвестирования росту доходов фирмы. Однако он ничего не позволяет сказать об относительной мере такого роста. А это имеет большое значение для принятия решения об инвестировании. Для определения относительности роста доходов используется нижеследующий способ.

Метод расчета рентабельности инвестиций. Рента­бельность инвестиций позволяет определить, в какой мере возрастут доходы фирмы в расчете на 1 руб. (долл.) инве­стиций. При данном методе общий подход к оценке инве­стиционного проекта состоит в сопоставлении текущей сто­имости ежегодных денежных поступлений, очищенных от, инвестиций, с текущей стоимостью инвестированных средств. Недостатком этого метода является то, что он не может использоваться как критерий ранжирования вариантов инвестирования.

Метод расчета внутренней нормы прибыли. Этот по­казатель в литературе часто называют внутренним коэф­фициентом окупаемости инвестиционных проектов. Он показывает уровень окупаемости средств, направленных на цели инвестирования. Внутренняя норма прибыли по своей экономической сущности близка к различного рода процентным ставкам, используемым в финансовых рас­четах, например, к процентной ставке Сберегательного банка по вкладам, начисляемой по формуле сложных процентов.

В качестве критерия финансово-экономической оцен­ки инвестиционных проектов внутренняя норма при­были используется аналогично показателям чистой те­кущей стоимости и рентабельности инвестиций, что позволяет установить экономическую границу приемле­мости рассматриваемых инвестиционных проектов и ранжировать их по уровню привлекательности (выгод­ности) для инвестора.

Методы оценки инвестиционных проектов, основанные на дисконтировании денежных потоков, довольно слож­ны. Они требуют применения трудоемкого математичес­кого аппарата. Обычно для вычислений пользуются элек­тронными таблицами или специальными справочниками. Расчеты, основанные на дисконтировании денежных потоков, достаточно полно представлены в экономической литературе1.

Приведем пример финансово-экономической оценки инвестиционного проекта использования лизингового обо­рудования в соответствии с выбранной предприятием кон­кретной стратегией. Расчеты производятся с учетом дис­контирования.

_____________________

1 Лещенко М.И. Основы лизинга. — М.: Финансы и статистика, 2000. — С. 233; Финансы. /Под ред. A.M. Ковалевой. — М.: Финансы и статис­тика, 2000. — С. 239; Организация и финансирование инвестиций. — М.: Финансы и статистика, 2000. — С. 193.

Предприятие — АОЗТ «Интертрейд», основной вид де­ятельности — оптовая торговля оргтехникой и бытовой тех­никой. В последнее время в связи с общим снижением до­ходности по торгово-закупочным операциям компания стала оказывать услуги по экспедированию и транспортировке грузов. В связи со сложившимися тенденциями на рынке услуг по автоперевозкам и финансовыми возможностями компании ее руководство приняло решение об увеличении парка автотранспортных средств путем приобретения у ав­томобильного строительного концерна «ДАФ-Траке И.В.» (Нидерланды) в лизинг грузовых тягачей.

Максимальный срок лизинга — 4 года; авансовый пла­теж — 30% суммы контракта — должен быть проведен в те­чение 30 дней после подписания контракта; оставшиеся пла­тежи, включая банковский процент, премию в пользу стра­ховой компании и страховку «АВТОКАСКО», выплачива­ются ежеквартально 16 раз — 0,0611 от суммы контракта; дополнительные банковские ссуды не требуются. По окон­чании лизинговой сделки арендуемое имущество переходит в собственность компании - лизингополучателя. Проектом пре­дусматривается арендовать два тягача ДАФ ФТ 85400. При­нятые условия лизинговой сделки представлены в табл. 8.4.

Финансово-экономическая оценка эффективности ин­вестиционного проекта осуществлена на основе прогнози­руемого финансового результата от эксплуатации автопоез­дов в течение восьми лет. Расчет доходов (см. табл. 8.5) основан на применяемой в настоящее время автотранспорт­ными агентствами ставке автогрузовых перевозок, состав­ляющей 2042 долл. без НДС.

Таблица 8.4

Условия лизинговой сделки

Срок аренды Сумма контракта, долл. Два тягача ДАФ ФТ 85400 (79 902 долл. ´ 2) Два полуприцепа (35 580 долл. ´ 2) Авансовый платеж (30%) Ежеквартальные выплаты (230964 долл. ´ 0,0611) Ежегодные выплаты (14 112 долл. ´ 4) Общая стоимость лизинга, долл. Авансовый платеж (30%) Сумма 16 квартальных платежей (14 112 ´ 16). Общая стоимость инвестиций за 4 года - 4 года - 230 964 - 159 804 -71 160 - 69 289 -14112 -56448 - 69 289 - 225790 - 295 080

Ø Амортизация оборудования соответствует нормам амортизационных отчислений на полное восстановле­ние основных фондов для группы ОФ с шифрами 50 402, 50 403, 50 404, 50 411. Для автомобиля при пробеге ко­эффициент на 1000 км составляет: до 200 тыс. км — 0,37; 200—350 тыс. км — 0,3; более 350 тыс. км — 0,25; для полуприцепа норма амортизации соответствует 10.

Ø В соответствии с Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисле­ния и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (с послед, изм. и доп.) налог на приобретение автотранспортных средств взимается по ставкам: для грузовых автомобилей — 20%, для прицепов и полуприцепов — 10%. Причем налог уплачивается за автотранспортные средства, полученные в долгосрочное пользование с правом выкупа (лизинга) или без права выкупа на срок, превышающий шесть месяцев. Это тре­бование конкретизировано в п. 51.4 указанной Инструкции.

Таблица 8.5

Расчет прогнозируемого финансового результата, тыс. долл.

Наименование показателя 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год 6-й год 7-й год 8-й год
Выручка(НДС)                
Эксплуатацион­ные расходы                
Амортизация оборудования                
Налог на приоб­ретение авто­транспортных средств                
Таможенное оформление                
Выплаты арендной платы                
Всего издержек                
Прибыль до уп­латы налогов -64804 -13198            
Налог на прибыль (35%)                
Чистые денежные поступления                
Прибыль -64804 -13198            

Ø Ставки ввозных таможенных пошлин, %:

код 87 042 (автомобили грузовые общей массой не бо­лее 5 т) — 10;

код 8716 (прицепы и полуприцепы) — 20.

Допускается временный ввоз с разрешения таможенных органов не более чем на два года. При временном ввозе за каждый полный или неполный месяц уплачивается 3% от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Оплата произво­дится авансом за квартал в случае перевода оборудования в режим импорта оборудования. При этом ранее уплачен­ные суммы засчитываются, а с оставшейся суммы начис­ляются проценты исходя из ставки ЦБ РФ. В данном слу­чае предпочтительнее воспользоваться режимом времен­ного ввоза на два года и уплатить таможенные пошлины в соответствии с установленными правилами.

Выплата таможенных ввозных пошлин будет рас­пределяться следующим образом:

Ø сумма ввозных таможенных пошлин — (159 804 долл. ´ 10%) + (71 160 долл. ´ 20%) = 30 212 долл.;

Ø сумма выплат за два года из расчета 3% ежемесячных от суммы импортной пошлины — (30 212 долл. ´ 12%) ´ 2 = = 21 753 долл.;

Ø оставшаяся сумма импортной пошлины, подлежащая выплате по окончании двух лет, — 8459 долл.;

Ø сумма начисленных процентов по ставке ЦБ РФ 42% — 8459 долл. ´ 42% = 3553 долл.

Для определения основных финансовых результатов от произведенных инвестиций в соответствии с выбранной стратегией были рассчитаны следующие показатели.

Ставка альтернативного вложения принята на уровне 40%, что соответствует рентабельности капитала АОЗТ «Интертрейд» по итогам 2000 г.

Сумма инвестированного капитала составляет 30%, авансовый платеж — 69 289 долл.

Чистая текущая стоимость (NPV):

NVP = 25 661 долл.,

где r = 40%;

Т— горизонт расчета (8 лет);

KV = 69 289.

Рентабельность инвестиций (PI):

где r = 40%;

T - горизонт расчета (8 лет);

KV = 69 289.

Внутренняя норма рентабельности (IRR): IRR = 52%.

Срок окупаемости (Ток) составляет три года, поскольку кумулятивная сумма чистых денежных поступлений за этот период (101 376 долл.) превышает объем капиталь­ных вложений.

Показатель NVP — это разность между дисконтиро­ванными величинами поступлений и инвестиций по про­екту. Измеряет всю массу дохода, полученного за период осуществления проекта, в современной стоимости и отра­жает не только выгоду, но и масштаб. Очевидно, что если NVP < 0, то проект убыточный. В нашем примере этот показатель имеет значение 25 661 долл., что отражает цен­ность проекта.

Показатель PI — отношение всей суммы дисконти­рованных доходов по проекту к сумме дисконтированных инвестиционных затрат. Для нашего проекта этот показа­тель составляет 1,37, что подтверждает его экономичес­кую целесообразность.

Показатель IRR — это значение дисконтирования, при котором NVP = 0, т.е. IRR показывает максимально до­пустимый относительный уровень расходов, которые мо­гут быть ассоциированы с данным проектом. IRR = 52%.

Срок окупаемости — срок, при котором инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Для проекта этот срок составляет три года.

Продолжим пример финансово-экономической оцен­ки инвестиционного проекта АОЗТ «Интертрейд», исполь­зуя для контрольного расчета метод определения периода окупаемости, не учитывающий концепцию дисконтиро­вания. Для расчетов применим следующую формулу опре­деления периода окупаемости инвестиций:

PP = I0 / CFt,

где РР — период окупаемости инвестиционного проекта;

Iо — сумма первоначального инвестирования, которая для нашего примера составляет (см. табл. 3.4) 161 675 долл. (230964-69289);

CFt — годовая сумма денежных поступлений от реализа­ции инвестиционного проекта, равна (см. табл. 3.4) 56 448 долл.

Расчет окупаемости в этом случае дает следующий результат:

РР = 161 675 / 564 448 = 2,9.

Таким образом, результаты расчета периода окупае­мости инвестиционного проекта, исчисленного с учетом дисконтирования (три года), существенно не отличаются от итогов контрольного расчета (2,9 года), произведенного более простым способом, не учитывающим концепцию дисконтирования.

Следовательно, сумма первоначальных инвестиций будет возмещена за три года. Последующие пять лет инве­стор будет получать доход от эксплуатации взятого в ли­зинг имущества, что говорит о большой привлекательности анализируемого инвестиционного проекта.

Достоверность полученных результатов оценки проекта могла бы быть поставлена под сомнение, если бы расчеты производились не в относительно стабильных долларах, а в рублях. Невозможно точно указать покупательную спо­собность рубля на восемь лет вперед в условиях неста­бильной социально-экономической обстановки. Что ка­сается лизинговых платежей, то, безусловно, они произ­водятся в рублях.

Предлагаемая схема финансово-экономической оцен­ки инвестиционного проекта использования лизингового оборудования, по нашему мнению, во многом решает про­блемы заключения лизинговых сделок и будет способство­вать развитию лизинга в инвестиционной деятельности отечественных предприятий.

оглавление


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: