Производственная и коммунально-складская зоны. Внешние транспортные пути города

План

1 Размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов.

2 Размещения баз и складов, гаражей, трамвайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т.п.

3 Размещения транспортных устройств и сооружений.

Для определенного принципиального решения структуры населенного места решающим моментом является взаимоположение селитебной и производственной зон. Для поселений, различных по величине, профилю градообразующей базы и природным условиям наиболее целесообразные приемы функционального зонирования различны.

Простейший случай функционального зонирования территории населенного места – расположение мест приложения труда (производственной зоны) по одну сторону, а зоны отдыха – по другую сторону селитебной зоны. Жилища при этом удобно связываются по кратчайшим направлениям с местами как труда, так и отдыха. Такая схема положена в основу многих городов, как малых, так и средней величины.

Производственная зона и селитьба при подобной схеме разделяются санитарно-защитной зоной. Ширина этой зоны должна соответствовать классу промышленного предприятия. Совершенствование технологии производства ведет к расширению круга предприятий¸ не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду. При этом промышленное предприятие может образовать с селитьбой комплексную промышленно-селитебную зону – наилучший вариант для организации связи между жильем и местом работы. Если численность населения в такой комплексной зоне не более 25-30 тыс. чел., можно обеспечить пешеходную доступность мест приложения труда (в пределах до 2 км), и городской транспорт становится ненужным.

Существует и другая тенденция развития производства – создание предприятий высокой мощности и технологических процессов, вредное воздействие которых на среду пока не может быть устранено. Производство, удаленное на расстояние до 10-15 км, теряет непосредственную пространственную связь с селитьбой, в которую при этом внедряются вводы скоростных дорог и головные устройства внешнего транспорта (автовокзал, железнодорожная станция), принимающего на себя трудовые поездки населения.

В зависимости от характера производственной базы даже в пределах такой простейшей схемы возникают существенные различия. Они определяются минимальным необходимым расстоянием между промышленной и селитебными зонами; абсолютным размером, конфигурацией и числом работающих на 1 га промышленной территории4 компактным или рассредоточенным расположением производства.

Так, промышленные производства, перерабатывающие большой объем сырья и выпускающие большой объем сырья и выпускающие миллионы тонн готовой продукции за год (металлургия, химия, нефтехимия, лесопереработка), имеют технологические установки гигантских размеров, мощный внутризаводской транспорт и многочисленные подсобные и смежные производства. Они занимают громадные площади и поэтому, несмотря на многочисленность рабочих и технического персонала, отличаются относительно невысоким числом работающих на 1 га (100 – 150 чел.).

Производства точного приборостроения и радиоэлектроники, напротив, отличают малый вес и габариты сырья и продукции (а следовательно и незначительное развитие внутреннего транспорта) и сравнительно небольшая территория при высокой концентрации трудящихся (до 700 чел./га).

В сложных природных условиях, на пересеченном рельефе населенные места даже небольшой величины могут иметь рассредоточенную селитьбу и расчлененную промышленную зону, что ограничивает возможность применения простейших схем. Структура усложняется, и с увеличением размера города появляется несколько промышленных районов различного производственного профиля, селитьба расчленяется на несколько районов, сложнее становятся система общественных центров и сеть коммуникаций. Увеличение территории, занятой городом, как правило, делает более сложной и зависимость его структуры от природного ландшафта.

Механизм расселения внутри города довольно сложен. Во-первых, играют роль такие факторы, как предпочтение более интересной или выше оплачиваемой работы, той, которая находится в более удобной близости; во-вторых, в семьях, имеющих более одного работника, обычно существуют различные трудовые тяготения. В городах, структура которых расчленена на комплексные районы, возникают перекрестные трудовые поездки.

При выборе взаимного расположения различных зон необходимо также учитывать специфические требования каждой из них к санитарно-гигиеническим и строительным качествам участков. Промышленные зоны, в которые включены предприятия с большим грузооборотом, должны располагаться в удобной связи с путями внешнего транспорта – железными дорогами, морскими или речными портами. Важное значение имеют условия энергоснабжения, водоснабжения, канализации и очистки сточных вод. Для промышленных площадок характерны крупные сооружения с большой площадью застройки, поэтому для них предпочтительны участки с ровной поверхностью и небольшим уклоном, обеспечивающим удаление поверхностных вод. При размещении крупных объемов производственного комплекса необходимо учитывать окружающий ландшафт – природный или искусственный, на характер которого промышленные здания оказывают активное влияние.

Производственные зоны городов складываются из промышленных районов. Каждый такой район объединяет в соответствии с функциональными требованиями предприятия, совместимыми в санитарном отношении. Число трудящихся на предприятии промышленного района не должно превышать 30 тыс. чел. (исключения допускаются для одного крупного предприятия, занимающего всю территорию района).

Концентрация предприятий в промышленные районы обеспечивает экономию территории, улучшает санитарное состояние городской среды и позволяет обслуживать несколько предприятий общими вспомогательными производствами. Объединяются также подземные пути, энергетические и коммунальные системы и объекты, что в целом дает большой экономический эффект. В район могут входить учебные центры, готовящие кадры для его предприятий, а также научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, связанные с опытным производством. На территории района могут в соответствии с технологией формироваться группы предприятий, использующие кооперированные службы. Градостроительная ситуация, взаимосвязи с другими элементами структуры города, транспортные сети, наличие удобных для строительства участков, возможность обеспечения водой, создания очистных сооружений и т.п. – все это определяет размеры групп и их конфигурацию.

Санитарная классификация производств и величина грузооборота предприятий определяют три категории промышленных районов по их отношению к селитебной территории. Первая, которая предусматривает удаление от селитебной территории, предназначена для предприятий Ι и ΙΙ класса по санитарной классификации независимо от их грузооборота. Вторая размещается на границе селитьбы: она предназначена для предприятий ΙΙΙ и ΙV класса независимо от величины их грузооборота, а также предприятия V класса и предприятий, не выделяющих производственных вредностей, но требующих устройств подъездных железнодорожных путей. Третья категория районов располагается в пределах селитебной территории. Предназначена для размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, а также предприятий V класса с процессами производства невзрывоопасными и непожароопасными, не создающие шума сверх допустимого нормами, не требующими железнодорожных подъездных путей и имеющими грузооборот не более 40 автомашин в сутки в одном направлении.

Классы промышленных предприятий с технологическими процессами, являющимися источниками вредностей, определяют следующие размеры санитарно-защитных зон между предприятиями и селитьбой: Ι класс – 1000 м, ΙΙ – 500 м, ΙΙΙ – 300 м, ΙV – 100 м, - 50 м.

При этом промышленные районы и отдельные предприятия, являющимися источниками производственных выделений, не допускается размещать с наветренной стороны для ветров преобладающего направления по отношению к жилым и общественным зданиям. Для предприятий некоторых типов размеры санитарного разрыва могут быть при соответствующих обоснованиях увеличены (но не более чем в три раза). При размещении в городах крупных промышленных комплексов обычно создают районы тяжелой промышленности и отдельно – легкой и обслуживающей город, что исключает вредное влияние одних предприятий на другие.

Предприятия, которые выделяют различные промышленные вредности, целесообразно размещать в различных частях города, чтобы избежать концентрации их воздействия на среду.

Размеры промышленных районов зависят от типа производства и положения по отношению к селитьбе. В границах селитьбы они должны иметь площадь в пределах 30-60 га и лишь в исключительных случаях более 100 га, но не больше 400 га. Промышленные районы, граничащие селитьбой, обычно имеют площадь 1000-1200 га, а для районов, удаленных от селитьбы, ограничение территории несущественно (районы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности занимают 2-2,5 тыс.га и более).

Внутренняя организация городских промышленных районов должна обеспечивать их зонирование по видам использования с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, организации транспортного обслуживания и очередности строительства.

Каждый промышленный район должен иметь свою единую систему культурно-бытового обслуживания трудящихся, занятых на входящих в него предприятий. Вблизи предприятий, где занято наибольшее число трудящихся, устраивают общественный центр, в крупных районах, растянутых более чем на 3 км, - несколько общественных центров.

Научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, включаемые в район, могут входить в его общественный центр или в застройку предзаводской площади крупного предприятия. Научно-технические центры при современных больших заводах имеют до нескольких тысяч работников. Территория такого центра может достигать 150-200 га, являясь одним из основных элементов планировки района, а иногда центр разрастается в целый научный городок.

Для перемещения сырья и продукции применяют автомобильный железнодорожный и непрерывный (трубопроводный или конвейерный) транспорт. Выбор его вида определяется количеством и характером грузов.

Под внешними транспортными связями города понимаются пассажирские связи с другими городами и районами страны, с пригородной зоной, где расположены места массового кратковременного (еженедельного) отдыха горожан, а также внегородской грузооборот промышленных предприятий, доставка грузов для снабжения города промышленными и продовольственными товарами. В функциональной организации города предусматривается специальная зона внешнего транспорта.

Внешние пассажирские связи требуют комплексной организации тех видов транспорта, которые обеспечивают эту группу перевозок – прежде всего автомобильного и железнодорожного, а также водного (речного и морского) и воздушного.

Автомобильный транспорт обеспечивает связи города с ближними населенными пунктами и местами массового отдыха. Автомобильные вокзалы целесообразно размещать вблизи магистралей, ведущих на внешние автомобильные дороги, а также на периферию центральных районов, чтобы избежать излишних пересадок и переездов по городу.

Железнодорожные пассажирские станции в новых городах рекомендуется располагать на границе проектируемой на перспективу селитьбы, удобно связывая вокзал с жилыми районами и городским центром системой магистральных улиц. В малых, средних и больших городах рационально проектирование одного железнодорожного вокзала при пассажирской станции проходного типа.

В крупных сложившихся городах с развитым узлом пригородных железнодорожных сообщений вокзалы со станциями тупикового типа часто оказываются в средних частях города, в окружении городской застройки. Основные направления их реконструкции:

1) организация удобной пересадки с пригородного на внутригородские виды транспорта;

2) создание новых узлов пересадки на подходах к ним, в новых периферийных районах застройки на промежуточных железнодорожных остановках;

3) проектирование внешних линий метрополитена и скоростного трамвая в пригородную зону и в соседние города групповой системы населенных мест.

Расположение станций и других элементов железнодорожного узла должны обеспечивать развитие его в будущем в соответствии с ожидаемым ростом самого города, его промышленности, транспортных перевозок.

При проектировании железнодорожных подъездных линий к промышленным районам города необходимо избегать пересечений ими резервных территорий для развития жилой застройки на перспективу и не создавать излишних пересечений с городскими дорогами и магистральными улицами.

При необходимости железнодорожные линии можно прокладывать в выемке, на насыпи в зависимости от рельефа, условий перехода через водные преграды и пересечений с магистральными улицами города в разных уровнях. Железнодорожные линии и станции следует отделять от жилой застройки озелененной защитной зоной.

Речные и морские пассажирские порты и пристани целесообразно размещать в пределах центральной части города с подъездами транспорта, изолированными от пешеходных площадей и бульваров.

Выбор территории аэропорта определяется на основе выявления свободных от застройки участков со спокойным рельефом и исходя из удобств воздушных подходов, с учетом развития города и его пригородной зоны. Основным средством сообщения города с аэропортами являются автобусы-экспрессы. В связи с этим перспективно объединение городских аэровокзалов с автовокзалами и с вокзалами других видов транспорта. Наиболее удобно для авиапассажиров размещение городского аэровокзала вблизи основных транспортных узлов и прежде всего магистралей, ведущих в аэропорт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: